Традиционно социологические исследования проводят для того, чтобы обрести как можно более актуальную и обширную информацию, которая отражает разнообразные нюансы и стороны жизнедеятельности общества, которые зачастую скрыты от «внешнего глаза», но которые важно принимать к учету в практике административного, политического, финансового, экономического, идеологического и других видов управления.
Социологическое исследование является системой последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны общей целью - получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении для использования таких сведений в практическом управлении социумом.
Этапы исследования
Социологическое исследование содержит в себе следующие основные этапы:
- методическую и методологическую подготовку исследования;
- сбор первичных социологических данных, которые получены в процессе социологического исследования необобщенной информации разнообразной формы (к примеру, ответы опрошенных на вопросы интервью, анкеты, записи исследователя в карточке наблюдения, анализа документации и пр.), которые подлежат дальнейшему обобщению;
- подготовку собранных информационных данных к обработке и их компьютерную переработку;
- содержательный и математический анализ обработанных данных, подготовку отчета, формирование рекомендаций и выводов.
Факторы исследования
Факторы, оказывающие влияние на проведение социологического исследования:
- Природа и тип необходимой информации. Если требующаяся информация уже есть в организации - или в виде итогов исследований, которые проводились ранее по какой-либо иной проблеме, или в форме знаний и опыта менеджеров, - то в проведении нового исследования нет необходимости, оно станет пустой тратой денежных средств.
- Выбор времени. Решения в отношение проведения исследований должны быть приняты с учетом развития событий. Зачастую время на принятие подобных решений ограничено, их необходимо принимать до наступления определенного срока, так как использовать можно исключительно те данные, которые имеются в данный момент.
- Ресурсная доступность. Недостаток в финансировании может вести к тому, что проект исследования не будет исполнен надлежащим образом и в полном объеме. Итоги такого исследования зачастую не являются точными. Опять-таки, если финансовых ресурсов является достаточным для проведения исследования, но недостаточным для использования его результатов, проект исследования может оказаться бесполезным. Помимо этого, важнейшим фактором при принятии решений о проведении крупнейших исследований является существование квалифицированных кадров – в особенности это актуально, если речь ведется о заказе исследования у стороннего подрядчика.
- Анализ выгоды и издержек. Перед тем как провести исследование, важно иметь представление о ценности сведений, которые оно способно предоставить. Это помогает определить, какое количество средств можно затратить на проведение исследования, и не лучше ли от него вообще отказаться.
- Использование результата исследования.
Методика исследования
На выбор разновидности социологического исследования, методик сбора и анализа информационных данных влияние оказывает также выбор количественной или качественной стратегии по проведению социологического исследования.
Количественных подход прикладного социологического исследования - это рассмотрение воздействия надындивидуальных, общественных структур на человеческое поведение.
Качественное исследование производится, прежде всего, для изучения индивидуализированного аспекта действия, поведения человека.
Если в ходе количественного опроса общественного мнения важным является ответ на вопросы: какая частота, какая длительность, то в исследованиях качества исследователь стремится выявить качество отношений либо некоторую субъективную значимость, ценность этого предмета для индивида в его собственных мыслях, отталкиваясь от его социального опыта.
Окончательно убедившись в выборе разновидности социологического исследования, переходят к его непосредственной подготовке - выработке программы, рабочих планов и вспомогательной документации.
Проблематика социологического исследования является противоречивой ситуацией, носящей массовый характер и затрагивающей интересы каких-либо социальных институтов и общностей.
В частности, это может быть непонимание причины роста численности преступлений на бытовой почве, понижения электоральной активности граждан, увеличения численности проявлений экстремизма, массовой миграции местных жителей и пр.
Формируя проблематику исследования, необходимо стремиться к максимально точному выражению сути проблемной ситуации, и определяющего ее в реальности противоречия. При этом следует избегать выдвижения проблемы слишком широкого плана.
Цель социального исследования заключается в ориентации на итоговый результат. Задачи формируют вопросы, на которые должен получаться ответ для осуществления цели исследования.
Главные задачи исследования заключены в нахождении ответов на центральный вопрос: какие средства и пути решения изучаемой проблематики? К примеру, если цель исследования является определением эффективности учебных процессов, то в качестве главной задачи может выступать поиск факторов, которые дестабилизируют данный процесс.
Дополнительные задачи формируют ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-то вопросов. Объект социологического исследования является тем, на что направляется процесс познания, то есть выступает носитель какой-либо проблемы (рабочие, студенты).
Предмет исследования является наиболее значимыми с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые должны непосредственно изучаться.