Социальное поведение – это форма и способ проявления социальными акторами своих установок и предпочтений, возможностей и способностей социального действия или взаимодействия.
Научная деятельность П. А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин – один из известнейших классиков социологии, который смог оказать огромное воздействие на ее развитие в ХХ веке. Иногда о Сорокине говорят как об американском социологе, а не русском. На самом деле, русский период его работы ограничивается 1922 годом, когда он был выслан из России. При этом, становление его социологических взглядов, а также политическая позиция формировались именно в России, в войнах, революциях, борьбе политических партий и научных школ. Основной его труд русского периода – двухтомная «Система социологии» 1920 года, в которой им были сформулированы основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности, структурирована теоретическая социология, выделены в ней социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика.
Основа социологического анализа по Сорокину – это социальное поведение и социальное взаимодействие индивидов, которые он рассматривал в на примере родовой модели, социальной группы, и даже целостного общества. Он подразделил социальные группы на организованные и неорганизованные, уделив особое внимание анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп выделяют особые страты, то есть слои, которые выделяются на основании экономических, политических и профессиональных признаков. Сорокин утверждал, что общество, в котором нет слоев и классов – миф. Изменяться могут только формы и пропорции расслоения, но суть его не меняется. Стратификация – неизменная характеристика любого организованного общества и существует как в недемократическом обществе, так и в обществе процветающей демократии.
Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределяются тем, что люди отличаются своими физическими и умственными способностями и наклонностями, вкусами и пр., а также самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с известной долей необходимость требует организации, а организацию невозможно представить без руководителей и подчиненных. Так как общество всегда стратифицировано, для него характерно неравенство, которое должно быть разумным.
Общество должно стремиться достичь такого состояния, при котором человек имеет возможность развивать свои способности. Помощь в этом для общества может оказать наука и чутье масс, но не революция. В труде «Социология революции» 1925 года, Сорокин назвал революцию «великая трагедия» и определил в качестве машины смерти, нарочито уничтожающей с обеих сторон наиболее здоровые и трудоспособные, выдающиеся, одаренные, волевые и умственно развитые общественные элементы. Революцию сопровождает насилие и жестокость, сокращение свободы, а не ее наращивание. Революция изменяет и нарушает социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственный способ улучшить и реконструировать социальную жизнь – реформы, которые проводятся правовыми и конституционными средствами. Каждая реформа должна опираться на научные исследования конкретных социальных условий, а также каждую реформу необходимо предварительно проверять и отрабатывать в небольших социальных масштабах.
Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии невозможно переоценить, настолько он богат широко осмысляемыми, теоретически и методологически подкрепленными знаниями социальной реальности и тенденций будущего общественного развития.
Интегральная социология П. Сорокина
Питиримом Сорокиным была разработана социологическая теория, названная позже «интегральной». В ней он рассматривал общество в качестве социокультурной системы. В социологии он выделил четыре раздела:
- учение об обществе;
- социальная механика (определение статистических законов общества);
- социальная генетика (происхождение и развитие общества);
- социальная политика (частная социологическая наука).
В качестве элемента общества Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. Оно может быть:
- шаблонным и нешаблонным,
- односторонним и двусторонним,
- антагонистическим и неантагонистическим.
Общество выступает процессом и результатом социального взаимодействия между многими индивидами. В ходе приспособления такого рода идет формирование социального порядка общества, основная тенденция развития которого - социальное равенства.
Развитие общества людей идет через эволюцию и революцию.
Социальная эволюция – это постепенное и прогрессивное развитие, базирующееся на преобразовании общества, реформах, кооперации людей, стремлении их достичь социальное равенство.
Социальная революция – это быстрый, глубокий прогрессивный или регрессивный процесс развития общества, основанный на насилии одного класса над другим. Он вносит изменения в характер социального устройства.
Сорокин выделил несколько причин социальной эволюции и революции:
- подавление основного ряда потребностей большинства населения существующим общественным строем;
- неэффективность существующего общественного строя;
- слабость сил охраны общественного правопорядка.
Социальная революция прошла ряд ступеней революционного взрыва, когда базовые потребности выходят наружу и уничтожают государство, а также контрреволюции, останавливающие эти потребности.
Сорокиным была разработана теория социальной стратификации, разделения общества на несколько страт – социальных слоев, в зависимости от власти, богатства, образования и пр.
Сорокин является автором теории цивилизационных ступеней развития человека как духовно-культурного образования. Цивилизация у Сорокина выступает исторической общностью людей, объединенной каким-либо типом мировоззрения – идеалами, ценностями, методами познания.
Развитие человечества демонстрирует три ступени развития цивилизации:
- идеациональная цивилизация базируется на определенном типе религиозного мировоззрения и была господствующей в Средних веках. Идеал данной цивилизации – спасение человеческой души;
- сенситивная цивилизация формируется на базе материалистического мировоззрения, являясь отрицанием идеациональной цивилизации. Идеал ее – комфорт и богатство. Она характерна для индустриального периода;
- идеалистическая цивилизация формируется на основании конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения. Характерна она для последних этапов индустриализма.