Качество теоретической социологической информации
Определяется учетом специфики познания социальной реальности. В познании общества в современных условиях, в целом, как и в познании природы, присутствует углубленная методологическая рефлексия, состоящая в углублении фундаментальных оснований самопознания. Как теоретические работы, так и конкретные исследования посвящаются особенностям социальной жизни и познания общества, субъектно-объектным отношениям в социальном познании, логической природе, методологическому статусу, роли социального знания и его эвристических возможностях. Решая названные вопросы, социологи обогащают знания, полезные в описании, объяснении, теоретическом обоснования методов и приемов исследования социальной действительности.
Качество эмпирических данных
Что касается качества эмпирических данных, то важным критерием их качества выступает репрезентативность, зависящая от грамотного определения объема выборки.
Проблема определения такого объем выборки, который обеспечивал бы наиболее репрезентативные результаты исследования, до сих пор не имеет однозначного точного решения. В современной науке выработаны основные принципы оптимизации объема выборочной совокупности, которые мы рассмотрим ниже.
На принятие решения относительно объема выборки влияют множество факторов, наиболее важными из которых являются следующие:
- ценность и новизна получаемой в результате опроса информации;
- затраты на проведение опроса (включая временные) при заданном размере выборки.
В современной эмпирической социологии присутствует мнение, что ключевым подходом при принятии решения об объеме выборки должен являться статистический. При этом в расчет принимают допустимую величину ошибки в оценке исследуемого параметра (например, дохода). В статистике разработан целый комплекс специальных формул, связывающих размер выборки с вероятностью ошибки и величиной доверительного интервала, задающего пределы этой ошибки.
Поскольку применение данных формул возможно при условии выдвижения определенных предположений о распределении важной для исследователя величины, актуализируется потребность в предварительной информации, относящейся к тому параметру объекта исследования, который подлежит изучению.
Существуют элементарные «правила левой руки» для определения объема выборки.
Правило первое: размер выборки растет
- при необходимости опубликовать данные для отдельных подгрупп;
- при проведении общенациональных обследований, когда размер генеральной совокупности значительный;
- если имеющаяся в наличии у исследователей информация по ключевым вопросам.
Правило второе: размер выборки уменьшается
- при изучении учреждений, предприятий, организаций и иных «первичных единиц отбора», при небольшом объеме генеральной совокупности, из которой осуществляется выборка (например, совокупности сотрудников органов социальной защиты, старшеклассников, пациентов определенного профиля и т. п.);
- при проведении локальных и региональных исследований;
- если уже существующая информация относительно полна, и все еще остающаяся степень неопределенности незначительна.
Ошибки выборки
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки выборки, с которыми сталкиваются исследователи, особенно на первых порах социологической исследовательской деятельности.
Первая и наиболее часто встречающаяся ошибка состоит в давлении доступных объектов. Последствием этого является необоснованный перенос реального объекта на проектируемый. Так, давление доступных объектов ощущается особенно сильно при использовании опроса в печатных СМИ, когда на опубликованные в газете вопросы отвечают те, кто захотел отвечать и взял на себя труд вернуть анкету обратно. При уличном опросе анкетеры или интервьюеры часто бывают вынуждены опрашивать тех прохожих, кто согласится отвечать на вопросы.
Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией постоянства. Для ее избегания необходимо знать, что все возможные социологические переменные можно разбить на три типа:
- переменные, не обнаруживающие динамики;
- переменные с прогнозируемой динамикой;
- переменные с непрогнозируемой динамикой.