Интернет как источник информации
Интернет – это всемирная система компьютерных сетей, объединенных для хранения, обработки и передачи информации.
Доля интернет-пользователей в России насчитывает 49,3% от общего населения страны, а по числу пользователей сети Россия стоит на первом месте среди стран Европы. Широкое использование интернета свидетельствует о высоком прогрессе распространения информации новейшими источниками. Большая часть интернет-пользователей – молодые люди и подростки, именно они активно используют новые возможности Глобальной сети.
С ростом популярности пользования Интернетом, возрастает и количество информации. Однако эта информация не всегда достоверная, потенциальные СМИ в интернете бывают трех типов:
- профессиональная журналистика – интернет-издания, вебсайты официальных СМИ и пр.;
- справочники – энциклопедии, словари и электронные книги;
- социальные сети.
Социальные сети – наиболее популярный способ передачи информации между людьми, преимущественно их используют подростки и молодежь. Аккаунты в соцсетях заведены у примерно 68 млн россиян, наиболее популярны сеть Вконтакте, видео-хостинг YouTube и различные мессенджеры, в которых люди пересылают друг другу новостные статьи, быстрые сообщения и аудио-сообщения.
Возможности, предоставляемые людям соцсетями:
- общение;
- обмен новостями;
- развлечения и отдых;
- образование.
На сегодняшний день Интернет способствует формированию мирового сообщества, стирая границы между странами и народами.
При этом социальные сети не достаточно защищены. Они открыты для всех, включая экстремистов, бывших заключенных, наркоманов и пр. Человеку в сети необходимо рационально и обдуманно подходить к поступающей информации, необходимо обезопасить своих детей от отрицательных последствий воздействия интернет-ресурсов.
Опасность может угрожать не только самому человеку, но и его персональной информации. Специалисты говорят о необходимости проведения профилактики – обновления паролей и создания двухфакторных систем аутентификации пользователя.
Интернет и государство
В интернете отсутствует какая-либо цензура, люди могут высказывать мнение о политике и выражать свои политические предпочтения открыто. Интернет рушит основную идею демократии и существования свободной общественности. Государство не способно ограничить деятельность граждан в Интернете, подчинить их своим интересам, но посредством интернета избирательные кампании способны сформировать у людей интерес к той или иной политической партии.
Юргеном Хабермасом – немецким философом и социологом была создана теория свободной коммуникации, которая исключала принуждение и характеризовалась следующими чертами:
- отсутствие давления;
- равенство при общении;
- обсуждение тем на основании общих интересов;
- неограниченный дискурс;
- отдаленность от реального общения;
- ведущая личность – самая образованная;
- политические взгляды в одной интернет-группировке не всегда согласованы.
Социально-демографический портрет российских интернет-пользователей
Лидер по использованию интернета в России – Москва, так как доступ в данном регионе самый бюджетный по стране. Санкт-Петербург уступает Москве по уровню проникновения Интернета. Центральный и Северо-Западный Федеральные округа существенно отличаются по вовлеченности пользователей на создание новых сайтов и интерес к интернет-бизнесу. Самое низкое развитие интернета у Дальневосточного Федерального округа в связи с его дороговизной и не качественной связью.
Возрастной аспект использования интернета выглядит следующим образом:
- 98% молодых людей пользуются сетью;
- в возрасте 30-55 – 83%;
- старше 55 лет – 36%.
Соотношение мужчин и женщин, использующих интернет в своих целях практически одинаковы (1:1).
Среднее время, проводимое в сети составляет 3-4 часа. Преобладает коммуникативная функция, а интересы сосредоточены преимущественно в сфере коммерции. Также отмечено, что в социальных сетях выше доля мужчин-агрессоров.
Современные специалисты все больше связаны в своей деятельности с интернетом, а некоторые работают удаленно на дому. Интернет помогает функционированию и развитию предприятий, расширению баз данных, кооперациям и ведению работы с иностранными клиентами и организациями посредством прямого взаимодействия.
Студенты и школьники, используя Интернет-ресурсы могут пользоваться информацией из дополнительных источников, электронных изданий, познавать новое и повышать свои навыки.
Ежегодно возрастает количество ресурсов интернета, которые нацелены на рост вовлеченности крупных организаций и мелких предприятий. Появляются кластеры, которые посвящены связям, науке, банкам и пр.
Можно сделать вывод, что интернет-аудитория современного мира – прогрессивная, высокообразованная и достаточно обеспеченная часть социума.
При этом не редко возникают случаи, когда у людей развивается интернет-зависимость.
Интернет-зависимость – это один из типов психического расстройства, который проявляется как навязчивое желание проводить время в интернете, мнимое чувство его необходимости, а также бесконтрольное пользование социальными сетями и прочими ресурсами.
Выделяют несколько факторов, способствующих развитию интернет-зависимости:
- анонимное общение – любой пользователь может идентифицировать себя в интернете как ему захочется, сопоставить себя со своими представлениями и идеалами, высказать свою точку зрения, вступать в словесные перепалки, общаться с интересными ему людьми;
- удобное использование – интернет может удовлетворить практически любую потребность нажатием одной кнопки, можно выполнять необходимые обязательства, не покидая квартиры;
- возможность избегания – человек получает иллюзию отсутствия насущных проблем и переживаний, которые сопровождают его в реальной жизни.
Таким образом, интернет-зависимость является социокультурной проблемой, почва которой – распространение девиантных поведенческих форм, утрата социальных и моральных ценностей.