Классификация видов социального мониторинга
Различают следующие основные классификации социального мониторинга:
- по уровням управления,
- по целям,
- по основаниям экспертизы.
Рассмотрим особенности каждого из видов.
По уровням управления
В данной категории выделяют мониторинг:
- муниципальный,
- районный,
- региональный,
- федеральный.
Виды социального мониторинга по целям
Виды мониторинга социальных систем по целям:
- базовый мониторинг – выявляет опасности и проблемы в социальной сфере, до того, как они осознаны;
- информационный мониторинг – накапливает, рассматривает, структурирует полученную информацию; не включает специально организованное исследование на этапе сбора информации;
- проблемный мониторинг – исследует закономерности социальных явлений и процессов, типологию проблем, степени опасностей в социальной сфере;
- управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых решений, их последствия и вторичные эффекты; проводит оценивание качества воздействия внешних и внутренних факторов, динамики развития.
Виды социального мониторинга по основаниям экспертизы
По тому, что выступает основанием экспертизы, выделяют следующие виды мониторинга:
- динамический – данные о динамике развития того или иного социального объекта, процесса или показателя;
- сравнительные – результаты тождественного исследования системы более высокого уровня;
- конкурентный - результаты тождественного исследования других систем;
- комплексный – оснований для экспертизы несколько;
- безосновной – некорректный мониторинг, основан на анализе результатов, полученных в одном наблюдении.
Структурно-логическая схема социального мониторинга
Структурно-логическая схема социального мониторинга представлена относительно самостоятельными, но взаимосвязанными между собой информационными группами отношений и социально-психологической характеристикой населения, рассматриваемых с точки зрения социального воспроизводства.
К информационным блокам социальных отношений относятся:
- социально-трудовые отношения, возникающие между социально-профессиональными группами и сотрудниками учреждений в рамках производственной деятельности;
- социально-политические отношения возникают между индивидами по поводу их социальной роли или общественно-политического статуса в политической жизни общества;
- социально-потребительские отношения, формирующиеся в результате потребительского поведения, дифференциации качества и уровня жизни;
- социально-культурные отношения складываются в связи удовлетворением информационных и культурных отношений между индивидами и группами.
Перечисленная система показателей включает несколько разделов социального мониторинга:
- Социально-демографический мониторинг (динамика численности населения, рождаемость и смертность, половозрастная характеристика, средняя продолжительность жизни по разным группам, состав и численность семей, миграция, брачность и разводимость, предельные значения социально-демографических показателей).
- Социально-трудовой мониторинг (динамика занятости и безработицы населения, характеристика трудовых ресурсов, условия и оплата труда, деградации трудового потенциала и т.д.).
- Мониторинг качества и уровня жизни населения (динамика доходов, денежных сбережений, потребления товаров, социальные пособия, пороговые значения качества и уровня жизни населения и др.).
- Мониторинг жилищного обеспечения (пороговые значения жилищных условий, характеристика жилого фонда по метражу, типу, благоустройству и т.д.).
- Здравоохранение и здоровье населения (динамика заболеваемости, причин инвалидности, смертности, характеристика кадрового обеспечения и медицинской инфраструктуры).
- Мониторинг культуры, информационных услуг, народного образования (пороговые значения культурных и образовательных показателей, характеристика инфраструктуры культуры, образовательной инфраструктуры, кадрового потенциала).
- Мониторинг социальной и экологической безопасности (пороговые значения показателей криминогенности и экологических показателей, динамика показателей чистоты воды, воздуха, материальных затрат на мероприятия по экологической безопасности и т.д.).
- Мониторинг социально-психологического самочувствия населения (толерантность, напряженность, социальная удовлетворенность, конфликтность и т.д.).