Социальный индивид и его роль в общественной системе
Индивид – это биологическая особь, которая сочетает в себе врожденные свойства и приобретенные в процессе жизнедеятельности социальные характеристики. Индивид начинает свое развитие, начиная с момента рождения, проходя два этапа социализации: первичную и вторичную.
Первичная социализация – это принятие индивидом первичных норм, ценностей, правил и способов поведения. Социальным актором при первичной социализации выступает семья, поскольку от ее характера и характера взаимоотношений внутри ячейки общества зависит первичное восприятие человеком окружающего его мира. Вторичная социализация происходит уже в более осознанном возрасте, а ее протекание зависит от процессов, которые образовались во время первичной социализации. Акторами вторичной социализации выступает школа, высшее учебное заведение, группы друзей и сверстников, а также средства массовой информации и государство.
Индивид – это живое существо, которое играет большую роль в обществе. по сути, эта роль проявляется во взаимозависимости: без общества невозможно существование индивида, а без индивида не будет складываться и сама общественная система. Только в обществе человек может самореализоваться, раскрыть свой творческий потенциал, актуализировать свою деятельность и в целом оставить свой след. В свою очередь, общество – это совокупность индивидов. Соответственно, без них невозможно существование ни одной общественной системы, потому как просто некому будет выполнять все социальные обязанности, действия и составлять многочисленные социальные сферы и институты.
Личность – это социальное существо, которое включено во многообразные общественные взаимодействия. Именно индивид принимает участие в социальном развитии, где играет свою особую роль. Группа личностей составляют общественные системы, которые функционируют в разных направлениях. Это могут быть экономически значимые группы (производители, предприниматели), политические группы (политические партии, которые оказывают влияние на мировоззрение жителей одной территории), а также духовную и культурную сферу.
Каждому человеку приходится исполнять не одну, а сразу несколько ролей. Все зависит от ситуации. Так, в семье он может одновременно выполнят роль сына (дочери), отца (матери), сестры (брата), племянника. В магазине мы можем выступать в роли покупателя, а в общественном транспорте мы пассажиры. Но, изменяя свое местоположение, человек меняет свои роли. Очень важно, чтобы его поведение при выполнении ролей, соответствовало нормам общества, а также ожиданиям окружающих.
Таким образом, роль человека в обществе очень велика. Он является идейным вдохновителем, способен изменить мир, предложить варианты его дальнейшего развития. К тому же, лишь от человека зависит не только социальное, но и природное благополучие. Важно разумно и целесообразно использовать природные ресурсы во избежание катаклизмов и ответных реакций со стороны природы.
Ценности индивида в обществе
Ценность является объектом исследования многих наук: философии, социологии, психологии, экономики. Внутри каждой из них образовалось особое значение данного понятия, и отличаются они друг от друга в зависимости от специфики самого научного направления.
В целом под ценностью принято понимать объекты, которые обладают определенными полезными свойствами для отдельного индивида или более обширной социальной группы. Они могут быть индивидуальными и надыиндивидуальными, при этом обе трактовки не исключают друг друга и могут благополучно сосуществовать. По сути, ценность – это эталон, тот пример, который человек ставит перед собой в зависимости от своего мировоззрения и мировосприятия.
Личностные ценности воплощаются лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности. Причем, тут их роль двойственна. С одной стороны, ценность – это средство для достижения цели, а с другой стороны ценность и есть сама цель, к которой стремится человек, исполняя свои социальные роли, а также проявляя себя в социальном поведении и социальных действиях. Личностные ценности, как элементы структуры личности человека, занимают в ней то же место, что и потребности. Таким образом, они являются устойчивыми побуждениями к конкретной ситуации и к конкретным взаимодействиям.
Классификация ценностей индивида
Классификация ценностей индивида проводится по разным признакам и критериям. А.М. Макаревич, например, предлагает следующую классификацию ценностей социального субъекта в современном обществе:
- Смысложизненные ценности – предполагают определение индивидов таких понятий, как «добро», «зло», а также благо, счастье. Отталкиваясь от этого, он ставит перед собой конкретные цели по достижению наиболее благоприятных условий жизни, а для некоторых счастье или общественное благо становится всем смыслом жизни;
- Универсальные ценности личности – составляют основу витальных, демократических ценностей, желание быть признанным в обществе, стремление реализовать себя в межличностном общении, да и в целом личное развитие является важнейшей составляющей жизни человека;
- Партикулярные ценности – традиционные, религиозные, культурные. Они зависят от того, к какой религии, или к какой культуре принадлежит индивид. Ведь в основе каждого культурного образования и вероисповедания лежат свои нормы и правила, и для многих они могут стать смыслом жизни, вытесняя иные ценности;
- Коллективистские ценности – наиболее часто встречаются в организациях и трудовых коллективах, где руководитель обозначает основные цели и пути по их достижению.
Среди базовых ценностей человека стоит выделить семью, свободу, самореализацию, власть, друзей, нравственность, независимость, трудоустройство и карьеру, благополучие, инициативность и предприимчивость, традиционность, авторитетность, законность, волю.