Взаимовлияние личности и социальной роли
Отдельные действия образуют поведение человека в рамках тех или иных социальных полей, но при этом любая роль существует отдельно от той личности, которая её выполняет. В процесс выполнения этой роли человек вносит индивидуальное своеобразие и даже подчеркивает свою независимость от роли, демонстрируя ролевую дистанцию, показывая тем самым, что занимается этой работой вынужденно.
Эта проблема – соотношение психических свойств и ролевое поведение личности – изучена ещё очень слабо, поэтому иногда наблюдаются совершенно непохожие образцы поведения разных людей, но выступающих в одинаковой роли и при этом успешно с ней справляющиеся.
Бывает, что при выполнении разных социальных ролей у человека доминируют одни и те же свойства. Может быть и такое, что при выполнении какой-то одной роли человек внешне будет полной противоположностью себе самому в другой роли. Например, человек серьезный среди своих коллег, может быть балагуром в компании близких друзей.
Как личность может оказывать влияние на выполнение той или иной роли, так и роль влияет на личность в целом и в частности.
Жизненные примеры говорят о том, что высокое положение портит человека, наверное, так и есть, потому что чем выше занимаемое положение, тем больше привилегий хочется иметь для себя, происходит неадекватное завышение самооценки.
Выполнение какой-либо роли в течение длительного времени способствует яркому проявлению одних свойств и скрытию других, что хорошо проявляется на примере профессиональных ролей.
Исследования показывают, что сформировавшиеся в процессе выполнения профессиональной роли свойства личности становятся чертами характера, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности этой личности.
Профессиональная роль оказывает на личность огромное влияние, что в своих работах подчеркивают К.К. Платонов и К.М. Гуревич, рассматривая такие понятия как «профессиональный тип личности» и « профессиональный характер».
Продолжительное выполнение профессиональной роли могут привести к «профессиональной деформации» личности. Это значит, что для человека становятся характерными профессиональные стереотипы действий и даже в других социальных ролях он не может выйти за их рамки и перестроить свое поведение в соответствие с изменившимися условиями, например, недоверие и подозрительность к людям у следователей, когда окружающие кажутся потенциальными преступниками.
Профессиональная роль «захватывает» личность, определяет её поведение и в других социальных ролях. «Профессиональная деформация» представляет интерес, как в прикладном, так и в теоретическом плане, но как проблема почти не изучена.
Референтные группы и личность
Человек, входящий в состав разных групп в течение жизни испытывает их разнообразное воздействие.
Одни группы влияют на его личность очень значительно, другие влияют в отдельных чертах. Сила влияния зависит от многих факторов, так, например, один из факторов – это эталонность или референтность группы для данной личности.
С такими группами личность себя отождествляет в наибольшей степени. Для индивида эталонами деятельности выступают социальные ценности и нормы этой референтной группы, а он сам может и не быть в её составе.
Данное явление психологи называют специальным термином – «предвосхищающая» социализация. Это означает, что индивид проделывает определенные действия и выстраивает свое поведение для того, чтобы иметь доступ в эталонную группу.
Американские специалисты считают, что референтных групп существует несколько типов:
- нормативные группы;
- сравнительные группы;
- негативные референтные группы.
Для малых групп английский психолог М. Аргайл выделяет такие виды норм:
- нормы, относительно решения той или иной задачи;
- нормы, предотвращающие конфликты, прогнозирующие поведение других;
- нормы установок и убеждений.
В малых группах социальные нормы могут противоречить общественным нормам или, наоборот, соответствовать им. Оказавшись в малой группе человек, общаясь с её членами, имеет информацию о её ценностях, обычаях, традициях и других правилах поведения.
Безусловно, имея такие знания можно лучше понять действия членов группы и скорректировать собственное поведение. Как правило, в группе могут быть нормы с позитивными санкциями, так и с негативными санкциями.
Поощряются те члены группы, которые следуют этим нормам, для отступающих от принятых норм применяются негативные санкции – угрозы, бойкот, устные замечания и исключение из состава группы.
К малым группам относится и семья, в которой ребенок усваивает культурные ценности общества на вербальном и поведенческом уровне.
Групповые нормы являются очень действенными, что обусловлено их конформностью. Конформность – это психологическое свойство личности, связанное с подчинением групповому давлению, что проявляется с желанием личности согласовать свое действие и мнение с остальными членами.
При изучении конформных реакций личности психологи обнаружили, что её степень связана с престижем группы, степенью неопределенности суждений, величины группы. При этом значение имеют индивидуальные свойства личности и на данный момент её психическое состояние.
Уступчивость и интернализация являются типами конформности.
Уступчивость – податливость индивида, согласие с мнением группы. Интернализация – принятие мнения группы на веру, полное согласие с мнением группы, которое становится мнением индивида.
Типы референтных групп
Данный термин, обозначающий образец, эталон, пример, в употребление ввел американский психолог Герберт Хайман.
Специалисты выделяют несколько типов референтных групп:
- Наибольшее влияние на индивида оказывают первичные группы. Они небольшие по количеству членов и дают возможность взаимодействовать «лицом к лицу». Их существование связано с тем, что «подобное привлекает подобное». Характеристикой такой группы является согласие и мотивированное участие. Примером такой первичной группы выступает семья.
- Вторичные группы имеют общее с предыдущей группой, но только контакт «лицом к лицу» менее влиятельный.
- Притягивающие группы или группы устремления с которыми индивид себя ассоциирует. Влияние этой группы не всегда бывает прямым, но навязывание играет свою роль, например, реклама каких-либо товаров.
- Группы отталкивающие или диссоциативные. К ним относятся группы с асоциальным поведением и неприемлемым образом жизни – безработные, алкоголики, наркоманы, бомжи.
- Формальные группы имеют определенный список своих членов, зафиксированную письменно организацию и структуру, например, ассоциации, партии, государственные структуры. Формальные группы оказывают различное влияние на поведение, что зависит от мотивации индивида.
- Менее структурированными являются неформальные группы, основой которых является дружеская или коллегиальная ассоциация. Нормы таких групп, как правило, не имеют письменной фиксации, но могут быть строгими. Силу таких групп увеличивает высокая степень межличностного взаимодействия, с которой выражаются и закрепляются ожидания и санкции.