Политические нормы
Политические нормы, регулируя отношения социальных групп, классов и отношения между ними, нациями и народами, занимают важное место в группе социальных норм.
Политические нормы занимаются регулированием социальных групп, классов, участие народа в жизни государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.
Политические права и свободы граждан страны закрепляют и регулируют Конституция и соответствующие законы.
Каждый гражданин страны является политической личностью, свободным и равноправным членом государственной организации общества.
Граждане страны имеют такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий, демонстраций. Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством, имеют право доступа к государственной службе.
Исходя из объема содержания регулируемых политических отношений, политические нормы могут быть различны.
Среди политических норм выделяют политические принципы, для них характерна наибольшая широта содержания и общественно-политическая значимость – это принцип народовластия, суверенитета, равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип разделения властей, принцип мирного разрешения международных споров и др.
Формы выражения политических норма различны, это могут быть политические декларации, манифесты государств.
Политические нормы могут быть выражены в программных документах политических партий, конституциях государств.
Политические нормы приобретают значение правовых норм, если выражаются в юридических актах государства.
Однозначно не решен вопрос о соотношении политических норм и права, по этому поводу в отечественной литературе высказываются противоречивые мнения. Но, тем не менее, жизнь свидетельствует, что в государственно-организованном обществе существуют многообразные связи между правом и политикой.
Существует различие между политической нормой и политической оценкой социальной правовой нормы.
Политическая норма может быть выражена в политическом акте непосредственно. Политическое значение юридическая норма приобретает тогда, когда к её оценке применяется политический подход, когда она устанавливается компетентным государственным органом.
Взаимоотношения граждан с государством и его органами регулируются политическими нормами. Например, порядок выборов и участие в них граждан регулируются политическими нормами, выраженными в юридическом акте.
К политическим относятся нормы, которые определяют, регулируют отношения законодательной, исполнительной, судебной власти. Принимаемый государственной властью закон ещё на стадии разработки получает экономическое, социальное, политическое обоснование, который после публикации оценивается обществом.
Экономические нормы
Хозяйство страны функционирует сегодня в системе рыночных отношений. Государственное регулирование в определенной мере происходит с целью более эффективного развития производственных отношений, обмена и потребления.
В этом вопросе важная роль отводится экономическим законам, нормам, нормативам, которые регулируют отношения между производственной сферой, сельским хозяйством и торговлей.
Деятельность банков, бирж, денежно-финансовая система, налоговая система также регулируются экономическими нормами, например, экономический закон, определяющий количество необходимых денег в стране, есть закон денежного обращения.
На основе выводов и положений экономической науки разрабатываются и принимаются государственно-правовые акты, в которых находят свое выражение требования экономических законов.
«Норма» в экономической науке есть не что иное, как признанный обязательный порядок, средняя величина чего-нибудь, например, «норма рентабельности», «норма естественной убыли», «норма выработки» и др.
Поэлементарными составляющими норм являются нормативы – это экономические и технические показатели норм.
Опорой рыночной экономики является саморегулирующаяся система рыночных отношений, но, несмотря на это, в развитых странах мира её развитие стимулирует государство, обеспечивая социально-политическую стабильность общества.
Порядки свободного предпринимательства, установившиеся в рыночной экономике, защищает государство и принимает меры по росту и укреплению экономики на основе научно-технических достижений.
Средствами экономического и государственно-правового характера являются:
- налоги,
- кредиты,
- инвестиции.
Большую роль имеет государственный бюджет, являющийся показателем экономического благополучия и рычагом воздействия на все сферы жизни общества. Государственный бюджет ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Переход к рыночной экономике сопряжен с изменениями в формах собственности, с утверждением частной собственности, свободой предпринимательской деятельности.
Государство и право принимают активную роль в устройстве новой хозяйственной жизни общества, о чем свидетельствует либерализация цен, налоговая политика, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы. Примером соединения рынка и активной роли государства является КНР.
Безусловно, для формирования здоровых рыночных отношений требуется значительный период в жизни страны, усилие народа и самого государства. Этот переход предполагает не только устойчивое развитие страны, но и решительную борьбу с организованной экономической преступностью и коррупцией, борьбу за утверждение демократии и законности.
Политика и мораль
Мораль или нравственность своими оценками охватывает все сферы жизни общества, включая экономическую и политическую.
Политика и мораль представляют собой сложные отношения политики к тем нравственным нормам, которые приняты в обществе.
Являясь организационными и контрольными сферами социума, функционируют они в нем по-разному.
Мораль сдерживает человека и не позволяет ему совершать недостойных поступков.
Политика появляется с началом возникновения государств и политических институтов, появляется две системы управления – мораль и политика.
Для создания управленческой структуры они имеют разные источники.
Источниками для морали являются традиции, обычаи, ценности, т.е. существует нормативно-ценностная подоплека.
Основу политики составляют интересы всех общественных групп, перерастающие потом в законы.
Надо сказать и о том, что правящая верхушка может навязать обществу законы, которые защищают только её интересы.
Различия политики и морали:
- Требования морали универсальны и к какой-то конкретно существующей ситуации не относятся. Они абстрактны, и их сложно оценить.
- Политика должна учитывать конкретные общественные условия, нарушение которых ведет к наказанию.
Попытку разделить понятия морали и политики теоретически предпринял Н. Макиавелли, утверждавший, что человек имеет коварную природу, и, если, например, правителю необходимо удержать власть, он способен прибегнуть к средствам, далеким от общепринятых моральных норм.
Аморальную и безнравственную политику используют тоталитарные режимы.
Для политической ситуации в России в 90-е годы свойственна была аморальная политика, прикрывавшаяся либералистическими идеями. Провозглашаемые демократические лозунги того времени с точки зрения права были не только безнравственными, но и преступными.
Но, только одни моральные принципы в управлении обществом, тоже утопичны. Политика и мораль, таким образом, являются понятиями трудно совместимыми на практике. Политические интересы стоят на первом плане и, чтобы политика не стала аморальной, общество должно контролировать правящую верхушку.