Разновидности опросов в социальном исследовании
В зависимости от числа опрошенных выделяют два типа анкетирования:
- Сплошное;
- Выборочное.
Сплошное анкетирование является опросом всей генеральной совокупности исследуемых лиц, при выборочном анкетировании опрашивается только часть генеральной совокупности - выборка. Именно эта разновидность анкетирования является наиболее распространенной.
Зависимо от способа общения исследователя с респондентом различают заочное и личное анкетирование.
Личное анкетирование
Личное анкетирование является непосредственным контактом исследователя с респондентом, когда анкета должна быть заполнена в его присутствии. Данный способ анкетирования обладает двумя преимуществами:
- во-первых, гарантируется возврат анкет;
- во-вторых, дает возможность проконтролировать правильность по их заполнению.
Личный опрос может быть групповым и индивидуальным. Заочное анкетирование охарактеризовано тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты без присутствия исследователя.
Прессовое, почтовое, раздаточное анкетирование
По способу вручения анкет респондентам выделяют прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.
Почтовое анкетирование сведено к тому, что анкеты отсылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его состоят в простоте распространения анкет, возможности обретения значительной выборки, возможности привлечения к опросу единовременно большой численности людей, которые проживают в труднодоступных районах и различных регионах. Недостаток почтового анкетирования заключается в низком проценте возвратности анкет, искажении намеченной выборки и отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно. Существует метод увеличения процента возвратности анкет, заключающийся в психологически верном обращении к респондентам, вложении конвертов с обратным адресом, высылкой напоминаний по необходимости возвратности заполненной анкеты и пр.
Прессовое анкетирование является разновидность анкетирования, при которой анкеты публикуются в печати. Данная разновидность анкетирования также характерна низким процентом возвратности анкет и на практике исключает возможность исследователя повлиять на формирование выборочной совокупности.
Раздаточное анкетирование представляет собой вручение анкеты лично респонденту. Преимущества его заключаются в личностном контакте исследователя с респондентом, повышающим интерес последнего в проведении исследовании, также оно дает возможность консультировать респондента о правилах по заполнению анкеты, оценивать соответствие респондента намеченной выборке. Недостаток раздаточного анкетирования состоит в довольно низком проценте возвратности анкет (хоть и более высоком, чем в случае почтового опроса), в отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно респондентом.
Эффективность анкетирования находится в прямой зависимости от грамотного содержания и построения опроса.
Построение опроса, его особенности
Анкета должна обладать тремя частями:
- Вводной;
- Основной;
- Демографической («паспортичка»).
Вводная часть является обращением к респондентам при указании наименования учреждения, которое проводит исследование, задач исследования, ролей респондента в разрешении поставленной задачи, заверения в абсолютной анонимности ответов респондента, способа возвратности заполненных анкет и правил по заполнению анкеты.
Базовая часть содержит набор вопросов, ответы на которые применяются для разрешения установленных в исследовании задач. Разработка ее является наиболее сложной и ответственной, она начинается всегда с простейших вопросов, которые предназначены для того, чтобы вызвать интерес респондентов, помогать им включаться в работу. Позже идут вопросы, которые направлены на разрешение основных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивации, оценок и мнений. В итоге применяются вопросы, детализирующие ответы на предыдущие, а также наиболее интимные и контрольные вопросы, которые требуют индивидуального мнения респондентов.
Демографическая часть анкеты включает вопросы, которые определяют социальную характеристику респондента, возраст, пол, род занятий, образование, спортивную квалификацию и т.п. Данная часть анкеты является наиболее лаконичной и простой в заполнении. Назначение ее заключается в том, чтобы поспособствовать, во-первых, анализу качества собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности получаемых материалов.
При конструировании анкеты используются следующие разновидности вопросов, которые отличаются по форме: закрытые, открытые, шкальные и полузакрытые.
Открытые вопросы являются вопросами, формулировка которых предполагает ответы респондента в свободной форме.
К примеру: «Назовите разновидность спорта, которой Вы хотели бы заняться»
Формулировка в таком случае не ограничила человека, который отвечает на вопрос, какими-то рамками, и он может высказывать все, что думает, в свободной форме, в полном объеме и до мелких подробностей. Именно в этой связи с помощью открытых вопросов можно собирать богатейшую по содержанию информацию. В скобках в конце опроса приведено напоминание респонденту о том, что ответ он должен давать в письменной форме.
Недостатками открытых вопросов признаны: во-первых, возможность получения ответов, которые не имеют прямого отношения к тематике; во-вторых, вероятность «пустых» ответов; в-третьих, сложность последующей обработки этих свободных ответов. В этой связи не рекомендовано в анкете применять большое количество открытых вопросов.
Закрытые вопросы предлагают вариации ответов, предоставляют респондентам возможности выбирать один или нескольких возможных ответов.