Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Опрос в социальном исследовании

Разновидности опросов в социальном исследовании

В зависимости от числа опрошенных выделяют два типа анкетирования:

  • Сплошное;
  • Выборочное.
Замечание 1

Сплошное анкетирование является опросом всей генеральной совокупности исследуемых лиц, при выборочном анкетировании опрашивается только часть генеральной совокупности - выборка. Именно эта разновидность анкетирования является наиболее распространенной.

Зависимо от способа общения исследователя с респондентом различают заочное и личное анкетирование.

Личное анкетирование

Личное анкетирование является непосредственным контактом исследователя с респондентом, когда анкета должна быть заполнена в его присутствии. Данный способ анкетирования обладает двумя преимуществами:

  • во-первых, гарантируется возврат анкет;
  • во-вторых, дает возможность проконтролировать правильность по их заполнению.

Личный опрос может быть групповым и индивидуальным. Заочное анкетирование охарактеризовано тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты без присутствия исследователя.

Прессовое, почтовое, раздаточное анкетирование

По способу вручения анкет респондентам выделяют прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.

Почтовое анкетирование сведено к тому, что анкеты отсылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его состоят в простоте распространения анкет, возможности обретения значительной выборки, возможности привлечения к опросу единовременно большой численности людей, которые проживают в труднодоступных районах и различных регионах. Недостаток почтового анкетирования заключается в низком проценте возвратности анкет, искажении намеченной выборки и отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно. Существует метод увеличения процента возвратности анкет, заключающийся в психологически верном обращении к респондентам, вложении конвертов с обратным адресом, высылкой напоминаний по необходимости возвратности заполненной анкеты и пр.

«Опрос в социальном исследовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Прессовое анкетирование является разновидность анкетирования, при которой анкеты публикуются в печати. Данная разновидность анкетирования также характерна низким процентом возвратности анкет и на практике исключает возможность исследователя повлиять на формирование выборочной совокупности.

Раздаточное анкетирование представляет собой вручение анкеты лично респонденту. Преимущества его заключаются в личностном контакте исследователя с респондентом, повышающим интерес последнего в проведении исследовании, также оно дает возможность консультировать респондента о правилах по заполнению анкеты, оценивать соответствие респондента намеченной выборке. Недостаток раздаточного анкетирования состоит в довольно низком проценте возвратности анкет (хоть и более высоком, чем в случае почтового опроса), в отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно респондентом.

Замечание 2

Эффективность анкетирования находится в прямой зависимости от грамотного содержания и построения опроса.

Построение опроса, его особенности

Анкета должна обладать тремя частями:

  • Вводной;
  • Основной;
  • Демографической («паспортичка»).

Вводная часть является обращением к респондентам при указании наименования учреждения, которое проводит исследование, задач исследования, ролей респондента в разрешении поставленной задачи, заверения в абсолютной анонимности ответов респондента, способа возвратности заполненных анкет и правил по заполнению анкеты.

Базовая часть содержит набор вопросов, ответы на которые применяются для разрешения установленных в исследовании задач. Разработка ее является наиболее сложной и ответственной, она начинается всегда с простейших вопросов, которые предназначены для того, чтобы вызвать интерес респондентов, помогать им включаться в работу. Позже идут вопросы, которые направлены на разрешение основных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивации, оценок и мнений. В итоге применяются вопросы, детализирующие ответы на предыдущие, а также наиболее интимные и контрольные вопросы, которые требуют индивидуального мнения респондентов.

Демографическая часть анкеты включает вопросы, которые определяют социальную характеристику респондента, возраст, пол, род занятий, образование, спортивную квалификацию и т.п. Данная часть анкеты является наиболее лаконичной и простой в заполнении. Назначение ее заключается в том, чтобы поспособствовать, во-первых, анализу качества собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности получаемых материалов.

При конструировании анкеты используются следующие разновидности вопросов, которые отличаются по форме: закрытые, открытые, шкальные и полузакрытые.

Открытые вопросы являются вопросами, формулировка которых предполагает ответы респондента в свободной форме.

К примеру: «Назовите разновидность спорта, которой Вы хотели бы заняться»

Формулировка в таком случае не ограничила человека, который отвечает на вопрос, какими-то рамками, и он может высказывать все, что думает, в свободной форме, в полном объеме и до мелких подробностей. Именно в этой связи с помощью открытых вопросов можно собирать богатейшую по содержанию информацию. В скобках в конце опроса приведено напоминание респонденту о том, что ответ он должен давать в письменной форме.

Недостатками открытых вопросов признаны: во-первых, возможность получения ответов, которые не имеют прямого отношения к тематике; во-вторых, вероятность «пустых» ответов; в-третьих, сложность последующей обработки этих свободных ответов. В этой связи не рекомендовано в анкете применять большое количество открытых вопросов.

Закрытые вопросы предлагают вариации ответов, предоставляют респондентам возможности выбирать один или нескольких возможных ответов.

Дата последнего обновления статьи: 28.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot