Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Опрос в социальном исследовании

Разновидности опросов в социальном исследовании

В зависимости от числа опрошенных выделяют два типа анкетирования:

  • Сплошное;
  • Выборочное.
Замечание 1

Сплошное анкетирование является опросом всей генеральной совокупности исследуемых лиц, при выборочном анкетировании опрашивается только часть генеральной совокупности - выборка. Именно эта разновидность анкетирования является наиболее распространенной.

Зависимо от способа общения исследователя с респондентом различают заочное и личное анкетирование.

Личное анкетирование

Личное анкетирование является непосредственным контактом исследователя с респондентом, когда анкета должна быть заполнена в его присутствии. Данный способ анкетирования обладает двумя преимуществами:

  • во-первых, гарантируется возврат анкет;
  • во-вторых, дает возможность проконтролировать правильность по их заполнению.

Личный опрос может быть групповым и индивидуальным. Заочное анкетирование охарактеризовано тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты без присутствия исследователя.

Прессовое, почтовое, раздаточное анкетирование

По способу вручения анкет респондентам выделяют прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.

Почтовое анкетирование сведено к тому, что анкеты отсылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его состоят в простоте распространения анкет, возможности обретения значительной выборки, возможности привлечения к опросу единовременно большой численности людей, которые проживают в труднодоступных районах и различных регионах. Недостаток почтового анкетирования заключается в низком проценте возвратности анкет, искажении намеченной выборки и отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно. Существует метод увеличения процента возвратности анкет, заключающийся в психологически верном обращении к респондентам, вложении конвертов с обратным адресом, высылкой напоминаний по необходимости возвратности заполненной анкеты и пр.

«Опрос в социальном исследовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Прессовое анкетирование является разновидность анкетирования, при которой анкеты публикуются в печати. Данная разновидность анкетирования также характерна низким процентом возвратности анкет и на практике исключает возможность исследователя повлиять на формирование выборочной совокупности.

Раздаточное анкетирование представляет собой вручение анкеты лично респонденту. Преимущества его заключаются в личностном контакте исследователя с респондентом, повышающим интерес последнего в проведении исследовании, также оно дает возможность консультировать респондента о правилах по заполнению анкеты, оценивать соответствие респондента намеченной выборке. Недостаток раздаточного анкетирования состоит в довольно низком проценте возвратности анкет (хоть и более высоком, чем в случае почтового опроса), в отсутствии уверенности в том, что анкеты были заполнены самостоятельно респондентом.

Замечание 2

Эффективность анкетирования находится в прямой зависимости от грамотного содержания и построения опроса.

Построение опроса, его особенности

Анкета должна обладать тремя частями:

  • Вводной;
  • Основной;
  • Демографической («паспортичка»).

Вводная часть является обращением к респондентам при указании наименования учреждения, которое проводит исследование, задач исследования, ролей респондента в разрешении поставленной задачи, заверения в абсолютной анонимности ответов респондента, способа возвратности заполненных анкет и правил по заполнению анкеты.

Базовая часть содержит набор вопросов, ответы на которые применяются для разрешения установленных в исследовании задач. Разработка ее является наиболее сложной и ответственной, она начинается всегда с простейших вопросов, которые предназначены для того, чтобы вызвать интерес респондентов, помогать им включаться в работу. Позже идут вопросы, которые направлены на разрешение основных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивации, оценок и мнений. В итоге применяются вопросы, детализирующие ответы на предыдущие, а также наиболее интимные и контрольные вопросы, которые требуют индивидуального мнения респондентов.

Демографическая часть анкеты включает вопросы, которые определяют социальную характеристику респондента, возраст, пол, род занятий, образование, спортивную квалификацию и т.п. Данная часть анкеты является наиболее лаконичной и простой в заполнении. Назначение ее заключается в том, чтобы поспособствовать, во-первых, анализу качества собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности получаемых материалов.

При конструировании анкеты используются следующие разновидности вопросов, которые отличаются по форме: закрытые, открытые, шкальные и полузакрытые.

Открытые вопросы являются вопросами, формулировка которых предполагает ответы респондента в свободной форме.

К примеру: «Назовите разновидность спорта, которой Вы хотели бы заняться»

Формулировка в таком случае не ограничила человека, который отвечает на вопрос, какими-то рамками, и он может высказывать все, что думает, в свободной форме, в полном объеме и до мелких подробностей. Именно в этой связи с помощью открытых вопросов можно собирать богатейшую по содержанию информацию. В скобках в конце опроса приведено напоминание респонденту о том, что ответ он должен давать в письменной форме.

Недостатками открытых вопросов признаны: во-первых, возможность получения ответов, которые не имеют прямого отношения к тематике; во-вторых, вероятность «пустых» ответов; в-третьих, сложность последующей обработки этих свободных ответов. В этой связи не рекомендовано в анкете применять большое количество открытых вопросов.

Закрытые вопросы предлагают вариации ответов, предоставляют респондентам возможности выбирать один или нескольких возможных ответов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot