Классификация социальных институтов в западной социологии
Г. Спенсер, основываясь на структурном подобии человеческого организма и общества (организмическая теория Спенсера), выделял три типа институтов:
- продолжающие род (семья и брак);
- регулирующие (политические, религиозные);
- распределительные, или экономические.
П. Блау классифицировал социальные институты, основываясь на воплощенных в нормативной структуре институтов ценностях. Его классификация зависит от выполняемых институтами функций в рамках целого общества:
- интегративные, сохраняющие частные ценности, идентичность социальной структуры, поддерживающие социальную солидарность, удовлетворяют потребности в скрытости;
- дистрибутивные, воплощающие и реализующие ценности, являющиеся средством для сохранения социальных соглашений, предназначенных для производства и распределения социальных льгот, различных вознаграждений и вложений, удовлетворяют потребности в адаптации;
- организационные, характеризуются тем, что используют ценности для достижения определенной цели, удовлетворяют потребности в достижении цели и интеграции.
Современные западные социологи классифицируют социальные институты, основываясь на сфере их деятельности и выполняемых функций:
- Реляционные институты обозначают ролевую структуру социума по разным критериям: пол, возраст, способности, род занятий и т.д.
- Регулятивные институты обозначают рамки индивидуального поведения к нормам действий, существующим в обществе; санкции за выход за пределы установленных рамок.
- Интегративные институты взаимосвязаны с социальными ролями, отвечающими за обеспечение интересов социума.
Взгляды российских социологов на классификацию социальных институтов
Радугины А.А. и К.А. различают несколько комплексов социальных институтов:
- политические,
- экономическо-социальные,
- нормативно-ориентирующие;
- нормативно-санкционирующие,
- социокультурные и воспитательные;
- ситуационно-конвенциональные и церимониально-символические.
Исходя из выполняемых функций, А.П. Лимаренко делит институты на:
- экономические – банки, корпорации, биржи, предприятия сферы услуг, потребления и др.;
- политические – государство, органы власти всех уровней, фонды и общественные организации и др.;
- институты воспитания и культуры (семья, школа, театр и др.);
- социальные (в узком смысле) – институты социального обеспечения и др.).
М.О. Мнацаканян подразделяет социальные институты в зависимости от сферы общественной деятельности .
Он выделяет следующие виды социальных институтов:
- политические,
- правовые и правоохранительные,
- экономические.
И.И. Лейман к политическим и экономическим институтам присоединяет воспитательные и культурные, социальные (в узком смысле) институты.
Виды социальных институтов
В настоящее время выделяют несколько фундаментальных потребностей и соответственно им социальных институтов:
- институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;
- государство удовлетворяет потребность в порядке и безопасности;
- производство удовлетворяет потребность в получении средств существования;
- институты образования и науки реализуют потребность в социализации молодежи и передачи знаний;
- институт религии удовлетворяет потребность в решении духовных проблем.
Таким образом, классификация социальных институтов происходит по общественным сферам:
- Политические (партия, парламент, полиция, армия) связаны с властью и регулируют использование ценностей и услуг. В узком смысле слова, политика - комплекс функций, средств, базирующихся для установления, поддержания и использования власти на манипулировании элементами силы. Экономические (собственность, регулирование денежного обращения, деньги, организация и разделение труда, предназначенные для производства и распределения ценностей и услуг. Экономические институты обеспечивают весь комплекс производственных связей, соединяют экономическую жизнь и другие сферы общественной жизни, складываются на материальной основе общества.
- Институты образования и культуры (образовательные и художественные учреждения, творческие союзы) предназначены для создания, укрепления, развития культуры общества, в передаче ее будущим поколениям.
- Институты воспроизводства и родства (семья, брак) связаны с регулированием воспроизводства населения, отношений внутри семьи, социализацией молодежи.
- Религиозные институты организуют и регулируют отношение к священным силам и предметам, индивида к трансцендентным силам, функционирующих вне человеческого контроля.
- Социально-культурные и воспитательные институты участвуют в социализации личности, передаче ей накопленных знаний и ценностей (образование, семья, художественные и культурно-воспитательные учреждения и т.д.).