Основные технологии социального воздействия
В социальном воздействии все имеющиеся технологии, механизмы и средства достаточно универсальны. При этом, они отличаются эффективностью и действенностью, поэтому в подобной форме социальной деятельности их практически невозможно заменить чем-либо иным. Исследователи нередко задаются вопросом о том, что именно оказывает влияние на убедительность посылаемого запроса или сообщения, на что опираются люди в изменении собственных представлений о тех или иных событиях и процессах, или о конкретной личности. Также очень интересна и психологическая сторона вопроса: что заставляет человека чувствовать себя как-то иначе и действовать, опираясь на свои ощущения?
И отечественные, и зарубежные исследователи предприняли попытки ответить на поставленные вопросы, и пришли к выводу о том, что крайне важно проанализировать данные аспекты с точки зрения технологий, которые применяются для осуществления социального воздействия на личность или на отдельную социальную группу. Отсюда были выделены такие технологии, как:
- Обмен опытом или информацией на основании взаимности;
- Обязательство, которое человек испытывает перед кем-то;
- Социальное доказательство;
- Расположение к объекту воздействия;
- Авторитет.
Характеристика основных технологий
Обмен опытом и информацией – это важная часть любых социальных процессов, в том числе социальных связей. Он предполагает, что индивиды для решения отдельного вопроса используют все интеллектуальные ресурсы, которые были накоплены ими, и посредством общения и взаимодействия излагают мысли по поводу достижения цели. Взаимность – это один из факторов социального воздействия. Отдав что-то, человек всегда ждет ответной реакции. Так же, как и получив что-то от другого, он испытывает позывы к тому, чтобы также сделать что-то равноценное для своего коллеги по социальному взаимодействию.
Подчеркнем значимость еще одной технологии – обязательство. Оно предполагает, что человек, занимая какую-либо должность, или беря на себя ответственность, испытывает обязательства, выполнение которых – один из ключевых факторов. Человек последовательный и умеющий исполнять свои обязанности всегда будет пользоваться большим авторитетом и уважением у окружающих, нежели тот, кто не умеет справляться с собственными обязательствами и должностной ответственностью. Таким образом, через дело человек показывает, что он достоин того, что у него есть, и что он также может взять на себя ответственность за других людей, вести их за собой, создать свою команду специалистов, которые будут прислушиваться к нему. Таким образом, он воздействует на них.
Следующая технология социального влияния – социальное доказательство. Человек, который поддерживает ту или иную идею или знание, стремится к тому, чтобы продемонстрировать его более широким кругам. Но крайне важно, чтобы люди не просто увидели что-либо: важно также предоставить им доказательства своей правоты, а также эффективности собственной идеи или знания, полезность информации. Поэтому он должен воспользоваться многими принципами и качествами: должен уметь излагать свои мысли четко и понятно, должен уметь оперировать полученными данными, доносить их до широкой публики таким образом, чтобы каждый человек понял, о чем идет речь, и оценил значимость того или иного знания. Доказательство в социальном аспекте означает, что присутствуют конкретные факты, неопровержимые парадигмы, которые в действительности отражают всю значимость той или иной идеи или идеологии.
Расположение – технология, предполагающая, что человек своим поведением, собственными действиями достигает определенного благорасположения со стороны других членов общества. необходимо подчеркнуть, что обычно привязываются не только к образу человека (его манерам поведения, изложения материала, констатации фактов, харизме), но и к тому, насколько грамотно и эффективно он может осуществлять свою деятельность, уверенно доказывать что-либо, вступать в дискуссию, которая не будет выходить за рамки этикета. По сути, когда человек достигает благорасположения, то ему проще общаться с окружающими, он испытывает всестороннюю поддержку и собственную значимость. Это необходимо, потому что без такой поддержки со стороны большинства практически невозможно в дальнейшем конкурировать с другими, поддерживать и продвигать свои идеи и мысли по поводу социальных изменений или развития в целом.
Также в благорасположении есть одна особенность: те, кто подпадает под влияние человека, стремятся подражать ему, считают его идеальным, хотят вести себя точно так же, перенимают манеру общения, манеру одеваться, манеру разговаривать. Это также является еще одним признаком того, что влияние состоялось, и что человек обладает определенным весом среди группы лиц.
Последняя технология – достижение авторитета. Как правило, авторитет – это качество личности, предполагающее, что она обладает властью, опытом и профессионализмом в некоторых областях, которого нет у других. По этой причине они вынуждены попадать под воздействие, быть ведомыми. Авторитет складывается из множества качества: это и опыт, умение разрешать значимые и противоречивые вопросы, умение преподнести себя – манера общения, одежда, манера ведения себя в незнакомых компаниях или социальных сообществах. Также очень ярко демонстрирует себя человек во время какого-либо конфликта: умение выйти из него и не вступать в перепалку – это важное качество.
Таким образом, технологии социального воздействия весьма схожи с механизмами и формами социального влияния, которые рассматриваются исследователями в области социологии, психологии, педагогики, социальной психологии. Данные технологии могут трансформироваться в зависимости от тех условий, в которых они реализуются, а также в зависимости от того, в какой исторический промежуток они действуют.