Виды социального воздействия
В современной науке исследователи, изучая социальное воздействие, также стремятся к тому, чтобы дать наиболее развернутую характеристику его видам. Связано это с тем, что через виды можно рассмотреть и средства, благодаря которым обеспечивается социальное воздействие на различные социальные сферы. С момента самого рождения человек погружается в социальную среду, обрастает новыми социальными связями, которые так или иначе, какие-то в большей, а какие-то в меньшей степени влияют на него, формируя личность, которая будет осведомлена в основных социальных нормах и ценностях, а также соответствующая требованиям современности. Социальная среда оказывает не меньшее, а в некоторых случаях даже большее воздействие, чем физическая среда.
Общественность и общественное мнение не просто влияет на человека и на отдельные социальные группы: она может принуждать к принятию определенного мировоззрения, какой-либо идеологии или образа жизни, а также конкретные социальные представления и ценностные ориентации. Эти аспекты могут быть в достаточной мере выгодны самому сообществу и более властным категориям, и поэтому способны изменить повседневную жизнь граждан. За воздействием возникают и обязательства, которые индивид должен исполнить для того, чтобы привычный уклад жизни не был нарушен.
Социальное воздействие чаще всего реализуется через некоторые психологически формы. Отсюда и отдельный вид воздействия – психологическое. Оно представляет собой целенаправленную передачу информации от одного человека к другому для того, чтобы:
- Изменить психологические характеристики личности;
- Изменить поведение человека;
- Изменить мировоззренческие установки индивида.
Нередко психологическое воздействие может быть взаимным. Это значит, что люди или социальные группы взаимно обмениваются информацией, оказывают влияние или взаимное влияние друг на друга. На этой почве их взаимодействие может в большей степени усиливаться, становится устойчивым, и может привлекать к себе других людей. На основании общих интересов и установок люди могут создавать организации, которые будут оказывать влияние на других членов общества. отсюда расширение организации, владение властью и некоторыми выгодными ресурсами.
Процесс социального влияния предполагает, что поведение одного человека полностью или частично ориентировано на изменение поведения другого индивида. Важно чувствовать эту реакцию, изменять ее, если это необходимо, воздействовать на сознание человека, на его интересы и потребности в конкретный промежуток времени.
В качестве стимулов могут выступать абсолютно любые ресурсы или продукты, действия, а также какая-либо значимая проблема, которая станет основной, а ее решение будет тем средством социального воздействия, которое в дальнейшем окажет значительное влияние на человеческую личность, на его путь развития.
Средства социального воздействия
Поскольку социальное воздействие в большей степени обусловлено множеством психологических факторов, соответственно, мы будем рассматривать его и его основные средства с двух сторон. Так, как мы ранее упомянули, основная цель воздействия заключается в том, чтобы изменить или заново сформировать установки человека, который оказывается под влиянием, в соответствии с той информацией, которая ему предоставляется, а также в соответствии с тем результатом, на который нацелен тот индивид, который его осуществляет.
Одним из средств воздействия является убеждение, которое представляет собой логически аргументированное воздействие на сознание человека, а конкретно на его рациональную составляющую. Убеждение чаще всего ориентируется на интеллектуальную и познавательную сферу в психике человека. Оно не должно быть агрессивным, и все факты должны быть изложены последовательно, спокойно, с использованием доказательной базы, чтобы человек не сомневался в том, что ему предлагают.
Цель убеждения – создать, усилить или полностью изменить взгляды в отношении какого-либо объекта или явления, а также полностью изменить установки человека, его оценку каких-либо проявлений окружающей действительности.
Психическое заражение – еще одно средство социального (и, безусловно, исходя из названия, психического_ воздействия. Человек на эмоциональном уровне передает какое-либо состояние, идею, пытается в яркой и эмоциональной форме представить все возможные варианты исхода событий в случае, если идея будет принята и в дальнейшем реализована на практике в союзе. Заражение – это спонтанная форма поведения человека, так как иногда он не может до конца контролировать собственные эмоции, поэтому привлекает к себе внимание извне. Внимание такое может быть тем самым механизмом, через который он находит единомышленников, разделяющих те же интересы или идеи в отношении объекта такой реакции.
Подражание как метод социального воздействия также рассматривается исследователями в качестве специфического средства. Подражание направлено на то, чтобы перенимать чьи-либо черты, манеру поведения и иные вербальные или невербальные установки, которые могут привлекать. Индивид хочет соотносить себя с какой-то значимой личностью, поэтому перенимает манеру общения, ведения себя в обществе, манеру одеваться, питаться. Подражание и заражение как средства социального воздействия имеют множество отличий, поэтому исследователи отмечают, что их нельзя соотносить друг с другом, и тем более отождествлять.
Таким образом, множество средств социального воздействия в большей степени влияют на личность с психологической точки зрения. Это значит, что желание человека подчинить, и желание быть ведомым заложены в их психике, и только пересмотр собственной системы норм и ценностей, своего мировоззрения может позволить поменяться ролями и получить возможность овладеть новыми средствами социального воздействия. Средства также могут быть представлены внушением, аутогенной тренировкой (самовнушением) и иными методами, анализируемыми в таких науках, как социология, психология, социальная психология.