Управление социальными процессами внутри организации
Социальное управление внутри организации, как и управление социальными процессами, - это целенаправленный тип деятельности, который ориентирован на повышение эффективности протекания социальных процессов.
Если внутри организации все механизмы отстроены, успешно управляются и показывают эффективный результат, то должна появиться возможность осуществлять целенаправленное воздействие на ее социальные подсистемы для того, чтобы добиться качественно более высокого состояния компании в целом, которое даст возможность реализовать стратегическое управление и осуществить инновации. Социальное управление внутри организации неоднородно, в нем выделяется несколько взаимосвязанных, взаимозависимых элементов:
- целеполагание – постановка организационных и социальных целей, которые могут быть достигнуты только в результате осуществления конкретной деятельности. Это также включает в себя прогнозирование, составление прогнозов о социальных последствиях деятельности организации. В рамках этого направления изучаются альтернативные варианты, стратегические возможности в реализации различных видов деятельности внутри организации, а также успешность их реализации в условиях повышенных рисков.
- разработка критериев (системы критериев) и параметров, которые позволяют на практике количественно оценить факторы производства, измерить достижения, сравнить их в динамике.
- выстраивание поэтапного плана социального развития компании, ее деятельности. Развитие должно быть связано со способами и путями достижения целей, обусловленных внутри компании. Сюда относятся меры и мероприятия, конкурсы, семинары, которые позволяют повышать уровень квалификации сотрудников и достигать желаемые результаты. Также это позволяет выявлять требуемые ресурсы, исполнителей и сроки.
- организация и реализация намеченных мероприятий, приглашение экспертов.
- контроль за действиями исполнителей, своевременная корректировка их действий, выявление ошибок и неточностей для последующей корректировки.
Также обращают внимание на аналитическую работу, а конкретно на анализ изменений, которые происходят в социальном производстве. Эксперты делают упор на разработку эффективных прикладных приложений, исправление методики постановки целей и управления задачами.
Элементы управления социальными процессами
Управление социальными процессами внутри организации было бы невозможным без специальных элементов управления. При формулировке целей социального развития за основу берется несколько составляющих. Во-первых, это прогнозы по состоянию системы организации. Численность работников, их замотивированность, уже имеющиеся результаты ложатся в основу будущих прогнозов. Сегодня управление без прогнозирования невозможно, поэтому эксперты бросают все силы на то, чтобы прогноз был наиболее точным и исполнимым. Во-вторых, размеры социальных, производственных и функциональных групп. Управлять малыми группами проще, но если это большой коллектив, то учитываются все его возможности, имеющиеся ресурсы и численность. Если коллективы разобщенные, то хорошим вариантом будет организация и проведение тимбилдинга, мотивационных мероприятий.
В-третьих, ценностные ориентации и потребности сотрудников. На них делают достаточно большой упор, поскольку от благополучия сотрудника во многом зависит благополучие всей системы. К сожалению, сегодня и организации, и работники действуют очень эгоистично. Каждый работает только для себя, а цели могут в значительной степени отличаться. Поэтому крайне важно делать акцент на соотношении мотиваций и возможностей. Об этом чаще всего говорят еще на этапах собеседования с кандидатами на должности. Выделим также:
- творческий потенциал коллектива внутри организации – инициативность, идейность, креативность, готовность постоянно изучать что-то новое, желание проявлять себя, высказывать свои идеи и собственное мнение в отношении тех или иных вопросов;
- отношение к собственной работе, своему коллективу и рабочему месту, характеристики трудовой мотивации каждого сотрудника;
- динамические изменения как производственной, так и внепроизводственной социальной инфраструктуры.
Для получения точных социальных прогнозов исследователи использую такие методы, как методы тенденций, анализа, нормативный метод и экспертная оценка. В основе социальных прогнозов лежит проведение анализа ожидаемой динамики экономических показателей, характера выпускаемой продукции, применяемых технологий и состояния трудовых функций и рабочих мест. Все это закладывает фундамент для концепции управления социальными процессами, формирует системный подход к целям и средствам управленческих воздействий на основные социальные процессы, происходящие в компании. Управление невозможно без понимания характера и сущности взаимосвязей между социальными процессами и основной деятельностью компании, а также протекающими в обществе процессами социального плана. Иногда достаточно вникнуть в заданные вопросы, проанализировать поставленные цели и донести их до коллектива, чтобы тот в свою очередь продемонстрировал готовность выполнять поставленные поручения. В целом от управления зависит очень многое. Неверно выстроенная коммуникация, некорректно сформулированная задача, ошибки в выявлении рисков могут привести к тому, что коллектив будет дезориентирован.
Стратегические мероприятия разрабатываются на основе концептуальных положений и стратегических целей каждой организации. Единых параметров установки мероприятий и стратегий нет, каждая организация самостоятельно для себя выбирает, какими средствами в организации она будет пользоваться, какими параметрами будут оцениваться результаты работы. Очень важно, чтобы мероприятие было организовано именно для чего-то и кого-то, а не просто для галочки. Соучастие, проявление эмпатии – также важные составляющие социального управления в среде организации.