Социальное сопровождение
Социальное сопровождение – это достаточно сложный процесс, который выступает в качестве одной из эффективных технологий социальной работы. С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.
В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.
Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг - медицинских, психологических, юридических, педагогических.
Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь.
Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.
Студенчество как особая социальная группа
Студенчество – это особая социально-демографическая и возрастная группа, которая нуждается в особом внимании со стороны ряда организаций, занимающихся социальным сопровождением. Это связано с тем, что студент – это будущий специалист, человек, который станет инноватором и двигателем прогресса, что повлияет на дальнейшее развитие нашего общества не только на внутригосударственном, но и на международном уровне.
Работа социального педагога в отношении студентов направлена на оказание социальной и психологической помощи, причем не только самим студентам, но и их родителям (законным представителям, опекунам).
Основное направление деятельности социального работника – организация оперативной, конкретно личностной помощи обучающемуся, у которого возникают трудности или проблемы социального плана, конфликтные и кризисные ситуации, а также замечены отклонения в поведении, трудности в обучении и освоении нового учебного материала.
Цель работы социального сопровождения – социальная защита обучающегося. Основные задачи следующие:
- Совет по профилактике правонарушений со стороны студентов;
- Социальное и психологическое консультирование и диагностика ряда психических отклонений в поведении;
- Профилактика негативных явлений в подростковой студенческой среде;
- Назначение денежных выплат (социальных стипендий) студентам, которые относятся к льготным категориям (например, сиротам).
Уровни социального сопровождения студентов
Социальное сопровождение как отдельный вид деятельности имеет несколько своих специфических уровней.
Адаптационный уровень социального сопровождения – это комплекс мер и процессов, которые направлены на реализацию ряда мероприятий по социальному сопровождению. Целью адаптационного уровня является обеспечение взаимного принятий и привыкания людей, нуждающихся в социальной защите, помощи, обеспечении и сопровождении к новым условиям (например, к условиям в реабилитационном центре, в специальном учреждении).
Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения – это процесс, который заключается в реализации конкретных мероприятий по социальному обеспечению и сопровождению. В рамках данного уровня вся деятельность направлена на оказание индивиду или социальной группе разных видов помощи: социальной, психологической, педагогической. Еще один аспект базового уровня социального сопровождения – предупреждение кризисной ситуации во взаимоотношениях и проведение мероприятий по их предотвращению.
Экстренный уровень социального сопровождения – процесс реализации конкретных мероприятий по социальному сопровождению, которые направлены на оказание помощи нуждающимся индивидам или обширным социальным группам. Данная деятельность производится с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения социальной активности индивида или отдельно взятой социальной группы.
Для реализации деятельности на каждом уровне применяются разные типы помощи в рамках социального сопровождения:
- Медицинская помощь – оказание содействия в получении необходимых социальных и медицинских услуг, желательно на бесплатной и безвозмездной основе, обеспечение необходимого ухода за инвалидами или лицами пожилого возраста, предоставление услуг по оздоровлению и реабилитации;
- Психологическая помощь – это коррекция психического состояния индивида, информирование об учреждениях, которые занимаются данной деятельностью и предоставляют услуги по психологической помощи, психологическая диагностика с членами общества с учетом особенностей каждого (индивидуальных физиологических или психологических черт);
- Юридическая помощь – содействие в получении бесплатных консультаций в сфере юриспруденции, содействие в получении документов, получение установленных государством льгот и иных видов социальных выплат, консультирование по вопросам о своих правах и свободах;
- Социальная помощь – содействие в получении помощи со стороны организаций здравоохранения, образования, спорта и культуры, содействие в получении разного рода мер по социальной поддержке, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Педагогическая помощь – повышение собственных компетенций, повторная квалификация, адаптация к социальной и образовательной среде, содействие в организации досуговой деятельности для различных социально-демографических и возрастных групп.