Основные субъекты социального предпринимательства
Социальное предпринимательство – деятельность, направленная на производство различных услуг, благ, решающая социальные проблемы и закрепленная юридически.
Имеет две стороны деятельности: предназначенность произведенных услуг или товаров для определенной социальной группы, реализация их по рыночным ценам и т.д.; участие в производстве данных услуг и товаров для представителей социально незащищенных категорий, имеющих трудности в трудоустройстве (безработные, инвалиды и др.).
В обоих случаях основными субъектами социального предпринимательства выступают:
- Государство.
- Бизнес, или предпринимательство.
- Представители социально незащищенных категорий населения.
В разных странах и на разных континентах выделяют различные субъекты социального предпринимательства, имеющих различную направленность и разнообразные формы.
Например, в Испании, Чехии, Египте, Франции, США, Индии есть организации, ассоциации и фонды, ведущие социальный бизнес. Они обладают различной сферой деятельности: производство товаров, учреждения воспитательного характера, оказание услуг населению, интернет-порталы по микрокредитованию, учреждения и организации, способствующие сокращению безработицы и пропагандирующие народные ремесла.
Основными потребителями товаров и услуг являются юридические и частные лица. Юридические лица: государство, муниципальные образовательные учреждения, некоммерческие и коммерческие организации, заинтересованные в работе сотрудников, приобретающих товары, произведенные социальными предприятиями. К частным лицам относятся лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а также отдельные категории граждан – пенсионеры, инвалиды, безработные, лица, нуждающиеся в реабилитации.
Взаимодействие субъектов социального преприндимательства
Между государством и бизнесов все время присутствуют различные противоречия. Каждая из сторон по-своему трактует понятие «социальная ответственность бизнеса».
Взаимодействие органов власти и бизнес структур в различные периоды складывалось по-разному, что оказывало влияние на развитие общества.
О состоянии общества можно судить по характеру взаимодействия власти и бизнеса. Чем это взаимодействие эффективнее, тем выше уровень благосостояния населения.
Политика государства, направленная на оказание поддержки и помощи малому и среднему бизнесу, содействие их развитию, показывает весомые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Взаимоотношения между бизнесом и незащищенными категориями граждан развивались неоднородно и часто претерпевали трансформации, что связано с изменениями в политической, правовой, социально-экономической сферах жизни населения.
В практической деятельности существуют разные формы их взаимодействия: системы грантов, адресная помощь, финансовая помощь и т.д. Для предприятий и компаний создание новых рабочих мест, условий труда для лиц с ограниченными возможностями связан со значительными организационными и материальными затратами.
Взаимодействие органов власти и представителей социально-незащищенных групп населения происходит в результате принятия квот по рабочим местам для инвалидов.
Во многих странах мира за нетрудоустройство инвалидов используется внесение платы в бюджет (Франция, Германия и др.). Эти средства используются для привлечения в процесс производства лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, средства возвращаются в сферу бизнеса для улучшения труда инвалидов, создания рабочих мест.
Государство, как субъект управления, реализует свои полномочия через законодательные, судебные и исполнительные органы. Бизнес – подсистема общества, осуществляющая производство, товаров, услуг, различных продуктов, необходимых для устойчивого и нормального развития общества, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Бизнес выступает конечной инстанцией трудоустройства граждан, поэтому деятельность органов власти и общественных объединений нацелены на формирование мотиваций у работодателей предоставлять работу лицам с ограниченными возможностями.
Без создания механизмов межсекторного сотрудничества, четкого налаживания их работы, невозможно эффективно использовать в качестве трудового ресурса инвалидов.
Активная поддержка органов власти в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями может реализоваться посредством различных мероприятий:
- установление для предпринимателей стимулирующих квот;
- профессиональная подготовка инвалидов;
- целевое или резервируемое трудоустройство;
- предоставление преимущественных прав на производство и заключение контрактов;
- предоставление мелким предпринимателям субсидий и ссуд;
- налоговые льготы;
- соблюдение контрактов;
- оказание финансовой или технической поддержки организациям, нанимающих инвалидов и др.;
- создание специализированных предприятий для инвалидов.
Субъекты социально ориентированного бизнеса
В широком смысле субъектом бизнеса является лицо или организация, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность и другие лица, принимающие в ней активное участие.
Основными субъектами социально ориентированного предпринимательства выступают:
- государственная власть – орган, оказывающий влияние на условия производства и распространения продукции;
- предприниматели – оказывают влияние на процесс производства;
- партнеры – оказывают влияние на процесс производства;
- наемные рабочие – оказывают влияние на процесс производства;
- потребители – лица, заказывающие, приобретающие или использующие товары, услуги, работы.
Так как в социально ориентированном бизнесе потребителями могут выступать лица с ограниченными возможностями (несовершеннолетние лица, социально неадаптированные, дети и др.), то они не всегда могут нести полную ответственность за свои действия.
Потребители во многих случая не участвуют в осуществлении купли-продажи непосредственно, не являются участниками деловых отношений, а присутствуют в виде конечного звена.
Для социально ориентированного бизнеса к числу субъектов социального предпринимательства (государство, производители, посредники, потребители) необходимо добавить законных представителей потребителей. Реальный потребитель в социально ориентированном бизнесе в большинстве случаев не участвует во взаимодействии. Его интересы представляет посредник – законный представитель.