Социальный туризм
Туризм носит статус крупного экономического сектора. Некоторые аналитики-специалисты считают, что туризм вполне может стать лидером среди экономических отраслей, потому что он постепенно приобретает характер нормы в жизни многих людей.
Социальный туризм является вариацией общего туризма. Он представляет собой совокупность социокультурных объектов и участников, которые имеют общие цели и принципы по устройству путешествий для граждан за счет государственных средств или льгот, негосударственных и государственных фондов, благотворительных организаций.
Целью социального туризма является удовлетворение потребностей индивида в физическом, духовном, познавательном и культурном развитии в условиях полного или частичного субсидирования. Он дает возможность малообеспеченным прослойкам населения прибегнуть ко всем возможностям туристического отдыха на льготных условиях и совершать путешествия без заметных затрат.
Объектами социального туризма являются:
- ветераны труда;
- дети из неблагополучных семей;
- инвалиды и пенсионеры;
- молодежь и школьники.
Показатель уровня социального туризма и процент его доли в общей массе туристических услуг, потребляемых населением, являются адекватным отражением социальных достижений общества.
Социальное предпринимательство в туризме
Социальное предпринимательство в туризме занимает промежуточную нишу между благотворительностью и обычным предпринимательством. Его главными отличия от предпринимательства являются цели и ориентация на решение социальных проблем общества и социальные преобразования; от благотворительности же оно отличается предпринимательским типом деятельности и ориентацией на производство стабильных бизнес-моделей в туризме.
Социальное предпринимательство в туризме характеризуется следующими признаками:
- социальное воздействие, которое подразумевает под собой решение или смягчение социальных проблем, стабильные измеримые положительные социальные результаты;
- инновационность, которая представляет собой использование новых, уникальных путей для достижения роста социального воздействия;
- финансовая устойчивость и самоокупаемость, то есть умение социального предприятия находить решения своих социальных проблем путем использования доходов, приходящих в бюджет благодаря собственной деятельности данного предприятия;
- тиражируемость и масштабируемость, представляющих собой рост масштаба функционирования социального туризма на национальном и международном уровнях, расширение опыта общественного воздействия;
- предпринимательский подход, умение социального предпринимателя туризма наблюдать и различать провалы рынка, находить возможности, копить ресурсы, вырабатывать новые пути решения вопросов по оказанию продолжительного позитивного влияния на социум во всей его массе.
Социальные предприниматели в сфере туризма могут быть представителями как некоммерческого, так и коммерческого секторов; могут производить свою деятельность трудоустройстве социально-незащищенных слоев населения, защите окружающей среды и др.
Современное состояние социального туризма
Одной из составляющих социального предпринимательства является социальный туризм. Он дает возможность ощутить на себе воздействие целенаправленной системы туристических услуг. Для некоторых категорий населения это: путевки по льготам или значительные скидки при съеме номера в гостинице, питании, покупке проездных билетов на разнообразных типах транспорта.
Туризм - очень обширная и массовая сфера водворения в жизнь конституционных прав граждан:
- на свободу передвижения и отдых,
- на укрепление и восстановление здоровья,
- на посещение учреждений культуры и доступ в сферу культурного и природного наследия,
- на познавание и вольное приобретение информации, на социальную защищенность.
В настоящее время социальный туризм получил мощный толчок развития в рамках образования легкодоступной туристической среды для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с этим перед социальным предпринимательством открываются новые двери, ведущие к его развитию.
Устремляя инвестиции к созданию комфортных условий для отдыха и путешествия туристов-инвалидов, есть вариант произвести специальное оборудование номеров в гостиницах, ввести услугу сопровождения, реализовать условия для свободного перемещения (эскалаторы, лифты, пандусы), использования комнат гигиены, приобрести специализированный транспорт, произвести подготовку соответствующего персонала.
И очень важный пункт – внесение разнообразия в туристические предложения, обратившись к методу введения более мягкой ценовой политики.
В выгодном положении останутся все сопутствующие структуры: социальные предприниматели, лица, представляющие туристическую индустрию, государство.
Усовершенствование системы социального туризма, создание туристических программ с учетом приемлемости для лиц, обладающих специальными нуждами, даст возможность для создания условий в осуществлении прав инвалидов на отдых и ознакомлению их с культурными ценностями.
Форм проявления у государственных дотаций может большое количество, к примеру: уменьшение цены инвестиций в туристические проекты; выгодные процентные ставки по займам или вовсе компенсирование процентной ставки займов; аренда или продажа земли, инфраструктуры по ценам меньшим, чем рыночная; налоговые льготы, уменьшение пошлин, предоставление гарантий на инвестиции или прямые субсидии для привлечения инвесторов из-за рубежа и так далее.
Инвестировать в социальный туризм несколько рискованное предприятие, потому что данный вид деятельности имеет высокую чувствительность к климатическим, экономическим, политическим и иным изменениям, имеющих возможность резкого сокращения потока туристов, повлияв тем самым на поступления от туризма.
Исходя из этого государство, старается предпринять большое количество усилий для привлечения инвестиций в туристический сектор, по сравнению с другими секторами, создавая, тем самым, хороший имидж государства.