Модели социального предпринимательства
Социальные предприятия - феномен, задающий вектор в социальной и экономической сферах общества.
Любая компания или предпринимательская структура функционирует на основании определенной бизнес-модели. Бизнес-модель отображает характеристики коммерческой идеи (концепции бизнеса), конкурентное преимущество для получения более высокой эффективности, способности предприятия зарабатывать деньги как в реальном времени, так и в перспективе.
Модели социального предпринимательства обеспечивают значительные выгоды как самому предпринимателю, так и потребителю, а также другим заинтересованным лицам (деловым партнерам, консультантам, банкам, работникам предприятия и т.д.).
Стратегическое определение бизнес-модели показывает общую картину нахождения компании на рынке.
Бизнес-модель (архитектура бизнеса) - это концепция бизнеса, положенная в основу деятельности компании. К основным компонентам бизнес-модели относятся: ключевая стратегия, стратегические ресурсы, потребительский интерфейс, сеть социальной поддержки на основе общих ценностей.
В мировой практике социальные предприниматели для решения социальных проблем используют определенные модели и механизмы:
- принятие новых стандартов деятельности;
- организация новых инфраструктур, благодаря которым выстраиваются новые экономические отношения (инвестиционные и торгово-посреднические инфраструктуры);
- аккумуляция ресурсов для решения конкретных социально-значимых проблем;
- создание новых инструментов экономики.
Значение моделей социального предпринимательства зависит от поставленных целей предпринимателя. Для каждого конкретного состояния компании, ее внешней и внутренней среды, для каждого типа деятельности существует свой оптимум. Поэтому при построении модели социального предпринимательства важно учитывать все определяющие факторы.
Модели социального предпринимательства для разных компаний отличаются друг от друга и зависят от длительности периодов планирования, от темпов роста, а также ответов на вопросы:
- Как создается стоимость?
- Для кого создается стоимость?
- В чем конкурентное преимущество компании?
- В чем отличие компании от других подобных предприятий?
- За счет чего зарабатываются деньги?
- Какие цели поставлены с учетом масштаба, размера и времени деятельности?
Классификация моделей социального предпринимательства
По бизнес-активности и интеграции социальной программы выделяют следующие модели социальных предприятий.
Встроенные модели. Бизнес-деятельность создается непосредственно для осуществления социальной программы. Целевые социальные группы интегрированы в бизнес-модель как получатели социальных услуг. К моделям такого типа относятся: модель предпринимательской поддержки; модель занятости; модель рыночного посредничества; модель рынка для низкодоходных клиентов; модель платы за услуги; модель рыночного сцепления; кооперативная модель.
Интегрированные модели. Предпринимательская деятельность только частично покрывает социальную деятельность, организуется как механизм поддержки социальной программы. Это осуществляется через коммерциализацию услуг предприятия, продвигающегося на широкий рынок или через предоставление дополнительных услуг постоянным клиентам.
Экстернализированные модели. Предпринимательская деятельность не связана с миссией организации и социальными программами. Деятельность социального предприятия отделена от деятельности некоммерческой организации, но осуществляет финансирование ее социальных программ.
Модели и технологии социального предпринимательства в России
В России в качестве основных моделей социального предпринимательства выделяют две формы: производство товаров и предоставление социально-значимых услуг и работ.
В современной России выделяют несколько видов моделей социального предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:
- Приобретение земель сельскохозяйственного назначения, приобретение необходимой техники, внедрение соответствующих технологий и создание инфраструктуры. К проекту подключаются социально незащищенные категории населения: бывшие заключенные, сироты, выходящие во взрослую жизнь, лечащиеся от алкогольной или наркозависимости. Им предоставляется возможность на базе своего собственного дела начать новую жизнь. используемые при этом технологии: пасеки, разведение перепелов, кролиководство и т.д.
- Для лиц, не имеющих возможность работать полный рабочий день (матери-одиночки, многодетные мамы и др.) организуются бизнес-модели на дому с максимальным вовлечение членов семьи в деятельность, предоставляются сырье и возможность сбыта товара.
- Создание благотворительных магазинов. Предприниматель бесплатно принимает вещи. Часть из них отдает нуждающимся, часть продает со скидкой, а невостребованные вещи направляет на переработку.
- Изготовление индивидуальных специальных корсетов для инвалидов, позволяющих вести относительно активный образ жизни.
- Организация туристических компаний, прорабатывающих маршруты для свободного передвижения инвалидных колясок.
- Трудоустройство инвалидов по слуху, зрению – производство ПЭТ тары, гипсокартона, другой бумажной продукции, домашней еды и др.
- Развитие предпринимательской культуры – обучение правовым аспектам, консультации по разработке бизнес-планов, поддержка в их реализации.
- Организация дополнительных дошкольных учреждений и школ, организация досуга, спортивных секций. Создание центров развивающей и развлекательной направленности.
- Развитие социальной инфраструктуры – прачечные, мастерские, парикмахерские, проекты по облагораживанию территорий, по сортировке и переработке мусора, создание бань.
- Проект «Белая лошадь». Инициаторы проекта создают различные объекты искусства из мусора, собранного на побережье Черного моря. Помимо заработка от реализованных сувениров на выставках и семинарах, формируется экологическое сознание населения.
- В типографии «Арбуз» (Санкт-Петербург) инвалиды проходят весь производственный цикл, получают необходимую подготовку по специальности и имеют возможность открыть собственное дело.