Критерии поведения в обществе
Для каждого человека свойственны устойчивые характеристики его личности, которые относятся к критериальной основе его поведения, они определяют тот или иной выбор и принятие решений по поводу поведения.
На выбор какого-либо решения влияние оказывает цель, преследуемая человеком, условия, в которых он находится, возможности, его настроение и другие факторы.
Однако, поведение человека, несмотря на большое разнообразие факторов, обладает стабильностью и предсказуемостью, определенными принципами поведения, предпочтениями, табу и др.
Разные люди при одинаковых ситуациях, принимают совершенно разные решения и это объясняется различной критериальной базой, которая задает их приоритеты и оценки происходящих событий.
Критерии поведения складываются из расположения человека к другим членам общества, набора тех ценностей, которые человек разделяет, его верований и принципов, находящихся во взаимодействии.
Тем не менее, каждый критерий можно рассматривать самостоятельно и каждый из них будет характеризовать личность человека.
Нормальное взаимодействие человека с его окружением будет зависеть от того, как сам человек расположен к людям, к тем процессам, которые происходят в его среде. Один и тот же процесс, явление, влияющее на людей, вызывают разную реакцию, потому что у каждого человека будет различное расположение к этому явлению или процессу.
Поведение человека в коллективе, его предпочтения и принимаемые решения, имеют тесную связь с его ценностями – это набор стандартов и критериев, которых человек придерживается.
Формирование системы ценностей происходит в ходе воспитания человека. Большая часть ценностей воспитывается родителями, близкими людьми.
Большое влияние на формирование системы ценностей оказывает литература, религия, образовательная система и др. Даже в зрелом возрасте система ценностей может быть подвержена изменению.
То или иное решение может быть принято человеком на основе оценок явлений или заключений по поводу их качеств. Это верования, которые становятся таковыми, если оценки устойчивы и не нуждаются в каких-либо доказательствах.
В целом верования являются устойчивыми представлениями о явлении, процессе, самом человеке, но, могут меняться во времени. Если у человека есть определенные верования относительно объекта, то оценка объекта происходит в соответствии с этими верованиями.
Верования тоже относятся к самостоятельным характеристикам объекта. По поводу одного и того же человека, например, верования могут быть такие: этот человек надежный, он прекрасный специалист, мастер своего дела. человек очень болезненный, слабый.
Важным фактором, систематически регулирующим поведение человека, являются его принципы, формируемые на основе системы ценностей. Воплощаются принципы в устойчивых нормах поведения, каких-либо ограничениях, табу на явления, на протекающие процессы, на людей.
Каждый человек – это исключительное, уникальное явление природы, обладающее своей индивидуальностью.
Таким образом, принципы являются устойчивой формой проявления ценностей и воплощением верований в форме каких-то определенных стандартов поведения
Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»
Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.
По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.
Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.
Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.
Способы получения этой нормы называются критериями.
Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.
В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.
Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.
Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.
Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.
Особенности отклоняющегося поведения:
- Это поведение не соответствует общепринятым социальным нормам, но поскольку социальные нормы изменяются, то девиантное поведение является нарушением не всех, а наиболее важных социальных норм в данное время для данного общества.
- Лица с девиантным поведением со стороны других членов общества вызывают негативную оценку – это может быть общественное осуждение, уголовное наказание. Здесь может возникнуть такое негативное явление, как стигматизация личности, т.е. навешивание ярлыка – наркоман, преступник, убийца и др.
- Девиантное поведение наносит ущерб не только самой личности, но и окружающим людям – моральный и материальный ущерб, физическое насилие и причинение боли, угроза жизни снижают качество самой жизни.
- Прежде чем классифицировать поведение как отклоняющееся, его надо согласовать с общей направленностью личности. Нестандартные ситуации – потеря близкого человека, самооборона, не являются основными при классификации поведения.
- Девиантное поведение имеет особенность, оно не рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями. Некоторые условия могут способствовать переходу отклоняющегося поведения в патологическое состояние, и зависимое поведение переходит в системное заболевание – алкоголизм, наркомания.
- Девиантное поведение может сопровождаться проявлениями социальной дезадаптации.
- Девиантное поведение имеет индивидуальное и возрастное половое своеобразие, следовательно, это устойчивое поведение личности.
Факторы, влияющие на девиантное поведение детей
Девиантное поведение имеет свои психологические предпосылки, среди которых личностные особенности человека:
- Чрезмерная неуравновешенность и возбудимость;
- Необоснованное упрямство и слабость воли;
- Неразвитые высшие чувства и скудная эмоциональная сфера;
- Неустойчивость, конформность характера и в большинстве случаев психопатии;
- Чаще всего заниженная самооценка и отсутствие критического отношения к себе;
- Предрасположенность к определенной форме локуса контроля;
- Отсутствие интересов и упрощенная мотивация;
- Крайняя узость кругозора и моральная неустойчивость;
- Большая потребность в самоутверждении.
Кроме личностных особенностей существуют микросоциальные факторы отклоняющегося поведения, они связаны с трудностями в трех сферах – семье, школе, неформальных группах.
В семьях, где есть дети с девиантным поведением, как правило, атмосфера асоциальная и конфликтная, отсутствует педагогическое влияние, обычна отчужденность и жестокое отношение к ребенку.
Такие семьи делятся на четыре типа:
- Аморальные и криминальные;
- Семьи с постоянными конфликтами;
- Неполные и многодетные семьи;
- Семьи с неправильной педагогической позицией или педагогически некомпетентные семьи.
В школах за такими детьми закрепляется клеймо «трудновоспитуемые», «неуспевающие», « недисциплинированные». Безусловно, что такие дети вне школы будут искать референтную группу. Как правило, в этих неформальных группах подростки ищут то, что им не дала семья и школа.