Целенаправленность как принцип социального поведения
Социальное поведение – это постоянное взаимодействие, которое возникает между личностью с ее особенностями восприятия и ситуацией, которая может носить как позитивный, так и негативный характер. Ситуация может быть нейтральной, и в таком случае не вызовет никаких эмоций у индивида, таким образом социальное поведение может не реализоваться.
Одним из принципов социального поведения является его обязательный целенаправленный характер. Именно цели определяют социальное поведение, и происходит это сразу на нескольких уровнях: на поверхностном и глубинном.
На поверхностном уровне мы не вдаемся в подробности особо важных дел, и первоначальное значение для нас приобретают бытовые события, а также повседневные цели. Например, сюда можно отнести поиск какой-либо личной информации, нужда в похвале, поощрении или утешении, попытки произвести хорошее впечатление на окружающих, назначить важную встречу или свидание на ближайшее время.
Если говорить о более глубоком уровне, то здесь важно отметить, что помимо повседневных целей жизнь человека состоит еще и из долгосрочных. К ним относится поиск работы, стремление получить образование, поиск постоянного партнера и будущего супруга. Такие долгосрочные цели связаны с некоторыми повседневными целями (например, завести романтические отношения). Это значит, что большое количество исследований социального поведения посвящены именно широким целям, но исследуются они на основе краткосрочных целей, их особенностей, а также специфике отношения человека к их постановке и реализации.
В условиях целеполагания важно изучить базовые мотивы поведения. Они могут носить экономический характер (поиск выгоды, обеспечения и удовлетворения своих потребностей), политический характер (стремление к власти, к обладанию более высоких полномочий). Мотивы по сути выступают в качестве функций социального поведения, они осознанны, человек использует их, чтобы достичь необходимых высот.
Мотивы социального поведения
Мотивы социального поведения носят фундаментальный характер, поскольку именно они влияют на некоторые действия людей, их мысли, которые играют важную роль в мировоззрении и его устойчивости. Среди мотивов, которые исследуются социальными психологами, выделены следующие:
- Установление социальных связей между индивидами и социальными группами. Чаще всего социальные психологи ставят именно этот мотив на первое место, подкрепляя это данными о том, что стремление вступить в социальные отношения заложены в человеке на генетическом уровне. Наши предки жили в общинах и группах, поскольку так было легче выжить и противостоять крупным опасностям, которые угрожали человеку извне. Также в группе люди могут заниматься совместной деятельностью ради достижения единой цели, которую чаще невозможно реализовать в одиночку;
- Понимание самого себя через других. Этот мотив заключается в том, что, анализируя поведение других людей вокруг, человек может применять полученный опыт в собственной жизни и управлять ею, избегая многих неправильных решений или ошибок;
- Достижение статуса и его дальнейшее сохранение. Этот мотив связан с предыдущим: человек анализирует отношение к другим, их поведение, проецирует эти ситуации на себя, что помогает ему осознать свой статус и свою роль в конкретном сообществе. По сути, мы часто встречаемся с рядом противопоставлений, одним из которых является «доминирование-подчинение». Находясь постоянно в подчинении, человек начинает наблюдать за своим начальством, анализировать его поведение, учиться у него, что помогает из низшего слоя выбиться в более высокий;
- Защита самого себя. В жизни человек стремится к собственной безопасности, и зачастую ему приходится применять на себя некоторые роли, а также модели поведения, которые помогут грамотно избежать конфликтной ситуации или же предотвратить ее последствия.
Потребности в основе социального поведения
На признаки социального поведения, а также на его мотивы сильное влияние оказывают потребности человека, которые он стремится реализовать в процессе социального поведения и при совершении определенных действий. Среди наиболее часто встречающихся потребностей встречаются следующие.
Во-первых, это потребности в восприятии себя только с хорошей стороны. Ощущая свою важность, а также положительный опыт и пользу для окружающих, человек поднимает свою самооценку и сохраняет ее. Это важно, поскольку высокая самооценка и адекватность будут мотивировать человека к совершению большего количества хороших деяний;
Во-вторых, потребность быть как можно более точным в социальном познании. Каждый из нас стремится получать как можно более достоверные знания о той или иной сфере жизни. Быть обманутым – значит разочароваться, опустить руки. К тому же, обман со стороны толкает человека на совершение ответных действий, которые редко в таких ситуациях носят положительный эффект.
В-третьих, потребность в контроле, а также в идентификации с другим человеком. Мы нередко сравниваем себя и свои действия с действиями и мировоззрением других людей. В данной ситуации важно адекватно оценивать свои возможности и умения с умениями и способностями других людей и понимать, что не бывает идентичных, но можно учиться чему-то новому, чтобы совершенствоваться и становиться лучше с каждым днем.
Среди других потребностей и мотивов, которые влияют на социальные действия, выделяют следующие:
- Мотив власти – стремление обладать средствами, которые будут оказывать влияние на других людей, управлять ими и добиваться своих собственных целей руками других;
- Мотивы саморазвития – сравнивая себя с другими, учиться чему-то новому, расширять свой кругозор, приобретать новые знания, умения и навыки, развивать творческие способности;
- Просоциальные мотивы – иными словами, выстраивать свою деятельность во благо общества, опираясь на такие чувства, как ответственность, обязательность, долг.