Этикет социального работника
Самым общим определением, характеризующим правила культурного поведения, является этикет.
Этикет означает установленный где-либо порядок поведения человека. Этикет носит конкретно-исторический характер, являясь сводом правил внешнего поведения, учтивости.
Эти правила зависят от изменяющихся условий жизни общества и особенностей конкретной социальной среды, которая диктует свои требования.
Частью профессиональной этики социального работника является профессиональный этикет, знание которого необходимо, т.к. он является профессиональным его качеством.
Как официальное лицо, выполняющее обязанности, на него возложенные, социальный работник представляет не только свое учреждение, но и государство в целом.
Отсюда и внешний вид, поведение, речь социального работника должны соответствовать общепринятым правилам этикета. Следствием этой важности будет не только доверие к социальному работнику и эффективности его работы, но и общественное мнение в целом о социальных службах.
Чтобы поведение человека строилось в соответствии с правилами этикета, важно следовать его принципам, отражающим моральные требования. Эти требования предъявляются к культуре отношений.
Специалисты выделяют четыре основных принципа:
- Гуманизм, проявляющийся в уважении к человеку, в признании достоинства его личности и просто в доброжелательном отношении. От социального работника, прежде всего, требуется вежливость, тактичность, внимательность, чуткость и точность.
- Целесообразность действий, предполагающая не простое заучивание правил поведения, а их творческое использование в конкретной ситуации. Исходить при этом надо из целесообразности.
- Эстетическая привлекательность поведения должна соответствовать душевным качествам личности.
- Учет народных обычаев и традиций помогает социальному работнику правильно строить свое общение с клиентом, определять форму помощи.
Таким образом, профессиональная этика есть инструмент общения, когда между людьми на основе хороших манер, устанавливаются отношения, позволяющие решать профессиональные проблемы.
Безусловно, что успешная работа социальных работников тесно связана со знанием этикета, умением общаться с людьми. К тому же это качество работников социальной службы играет важную роль и внутри профессиональной группы, потому что создает условия для дружной совместной работы всего коллектива.
Социальная работа в правилах этикета выражается в двух сторонах – этической и эстетической.
Этическая сторона и нравственные нормы, эстетическая – красота и изящество форм поведения.
Как и в любой профессии в социальной работе тоже складываются какие-то свои традиции в дальнейшем приобретающие силу моральных принципов. Но, здесь надо сказать, что в практике социальной работы существуют стандартные ситуации, для которых выработаны свои правила поведения, они то и составляют этикет работников социальной сферы.
Таким образом, набор правил, способствующих успешной профессиональной деятельности, является этикетом социального работника.
Правила этикета социального работника
Успешной деятельности социального работника способствуют:
- Правила в отношении внешнего вида и одежды. Конечно же, и внешний вид и одежда должны быть в приличном состоянии. Чистая обувь, красивая прическа и костюм должны соответствовать месту и времени, но не вызывать отторжения у клиентов, которые в основном относятся к малоимущим гражданам страны. Яркая косметика и наличие дорогих украшений вызовут у клиентов недоверие к профессиональным знаниям социальных работников и могут стать предметом критики.
- Речевой этикет не допускает обращения на «ты», как между коллегами по работе, так и к клиенту, потому что такое обращение унижает человеческое достоинство и выражает пренебрежительное отношение.
- Культура поведения предполагает соблюдение словесного этикета, т.е. вербального или стиля речи. В России ещё не существуют стереотипы обращения, поэтому лучшей формой обращения будет имя и отчество, выражающие уважительное отношение к человеку.
- Доброжелательное отношение друг к другу и к клиенту вызывают ответное расположение. А вопросы «Как дела? Как здоровье?» в речевом этикете имеют большое значение, потому что подчеркивают доброжелательное отношение и вызывают ответное расположение.
- Комплимент тоже является необходимой стороной речевого этикета, потому что создает уверенность и ободряет человека. Но, здесь важно помнить, что комплимент должен учитывать психологическое настроение индивида.
- Общение по телефону имеет свои правила. Благодаря телефону можно задать вопросы, договориться о встрече, провести консультацию, обеспечивая, таким образом, необходимое двустороннее общение. Но, тем не менее, к деловому общению по телефону необходимо подготовиться, выделяя самое главное для разговора. В телефонном разговоре не должна присутствовать излишняя эмоциональность. Необходима цель и тактика разговора, четкое произношение слов. При вызове абонента оптимальный вариант ожидания ответа – 6-7 гудков.
- Звонок к коллегам по работе разрешается только с их согласия, а после 22 часов звонить не рекомендуется. В разговоре важно сохранять спокойный ровный тон, не вызывающий раздражения, продолжительность разговора не более 5 минут. Безусловно, что телефонный разговор начинается с приветствия и заканчивается словами – «всего доброго».
Понятие и виды профессиональной этики
Профессиональная этика относится к отраслям этической науки. Термин, в принципе, используется не столько для обозначения отрасли, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенных профессий, например, «клятва Гиппократа» для работников медицины, Кодекс чести судьи РФ.
При выполнении одинаковых или близких профессиональных функций, вырабатываются специфические традиции, происходит объединение людей на основе профессиональной солидарности, поддерживается репутация своей социальной группы.
Каждая профессия, в принципе, имеет свои проблемы, но, можно выделить такую группу профессий, где проблемы возникают особенно часто и, это, прежде всего, такие профессии, объектом которых является человек.
Для них профессиональная этика имеет очень большое значение, потому что специфика работы требует непрерывного общения с людьми, с воздействием на их внутренний мир. Для них существуют специфические «нравственные кодексы», например, этика учителя, врача, судьи.
Этика врача направлена на здоровье больного человека, этика педагога обязывает уважать личность ученика, этика офицера обязывает честно служить Отечеству.
Своя этика существует для журналистов, писателей, художников, работников сферы обслуживания и др. Если журналистские материалы противоречат нравственным нормам, то это противоречит этическим нормам журналиста.
Те социальные группы, к которым предъявляются высокие нравственные требования, обязаны четко следовать этическим нормам.
Существует документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты», состоящий из двух частей – международной декларации этических принципов и международных этических стандартов, разработанных специально для социальных работников.
Документы содержат в себе основные этические принципы профессиональной социальной работы. В документах есть рекомендации по разрешению этических проблем, определяется отношение социальных работников к клиентам, коллегам по работе и другим категориям граждан, задействованным в данной области.
Данные документы не только используются на практике, они корректируются и пересматриваются.
Являясь философской системой научных знаний, этика рассматривает мораль, нравственность как формы общественного сознания. В системе общественных отношений она выясняет место морали, её внутреннюю структуру, происхождение и развитие, решает практические нравственные проблемы, возникающие в жизни перед человеком, осмысливает понятие добра и зла.