Критерии воспитанности
Социальное поведение человека выступает в качестве совокупности его правомерных или противоправных действий. Но для того, чтобы оценить социальное поведение отдельного человека или целой социальной группы, необходимо выявить критерии данной оценки. В данной части работы мы коснемся критериев воспитанности.
Критерий воспитанности – это разработанные в теории показатели уровня сформированности различных качеств отдельной личности или целого коллектива.
По сути, все критерии представлены в виде шкалы наименований, где есть так называемые «жесткие» критерии и «мягкие» критерии.
«Жесткие» критерии – это наиболее важные статистические показатели, которые характеризуют общий уровень поведения и воспитанности отдельного индивида или целой социальной группы;
«Мягкие» критерии – совокупность показателей, которые характеризуют отдельные формы деятельности человека или социальной группы. Они помогают получить наиболее общее представление о ходе воспитательного процесса, его результатах, а также сделать прогнозы на будущее. Тем не менее, в отличие от «жестких» критериев, «мягкие» не дают возможности проникнуть вглубь социальных процессов и проанализировать весь спектр мотиваций человека или социальной группы.
Исследователи выделяют несколько групп критериев, которые характеризуют воспитанности человека. Во-первых, это содержательные критерии, которые связаны с выделением наиболее адекватных изучаемому качеству показателей. Во-вторых, существуют также оценочные критерии, которые осуществляются с возможностью более точной фиксации интенсивности проявления какого-либо качества человека (ответственность, доброта, патриотизм, уверенность в себе, стремление помочь ближнему и другие).
Критерии отклоняющегося поведения
Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение – это вид устойчивого поведения отдельной личности, который характеризует поведение как отклоняющееся от наиболее значимых и влиятельных социальных норм. Такое поведение может нанести вред не только окружающим, но и самому человеку. Основным последствием девиантного поведения является социальная дезадаптация личности.
Критерии определения девиантного поведения могут быть очень разнообразными. Мы выделим следующие:
- Во-первых, действия, которые производятся в неправомерном порядке, придают отклоняющемуся поведению исторически переходящий характер, поскольку социальным нормам свойственно меняться в зависимости от ситуации в обществе и в глобальном мире. Важно оценивать степень опасности действий индивида и то, как они могут навредить как ему самому, так и окружающим его людям (семье, друзьям, коллегам, случайным прохожим).
- Во-вторых, девиантное поведение вызывает негативную оценку со стороны окружающих людей. Эта оценка может проявляться в виде общественного осуждения, или в виде социальных санкций. В том числе, социальные санкции могут быть выражены в виде строгого уголовного наказания и направлены на предотвращение нежелательного поведения. С другой стороны, они могут привести к так называемой стигматизации личности, навешиванию на нее ярлыка, что, в свою очередь, ведет к трудностям реадаптации человека, который вернулся в нормальную жизнь после отбывания наказания.
- В-третьих, отклоняющееся поведение обладает некоторыми особенностями. Одной из них является то, что оно наносит вред прежде всего самой личности, а затем и окружающим людям. По сути, его последствия оценивают по степени дестабилизации порядка, причинению морального и материального ущерба. Также стоит принимать во внимание такие проявления, как физическое насилие, причинение боли, ухудшение здоровья в следствии этих действий. Но нельзя забывать, что любое проявление девиантного поведения представляет собой непосредственную угрозу здоровью и жизни человека. Например, это суицидальное поведение, насильственные проявления, употребление запрещенных веществ. Психологический маркер ущерба – страдание, которое испытывает сам человек и его близкое окружение (семья, друзья, коллеги по работе).
Способы оценки поведения
Существует достаточно большое количество способов оценки поведения человека или отдельной социальной группы, которые строятся на выявлении основных закономерностей в психическом поведении и состоянии человека или группы. Речь идет об оценке личностных, поведенческих и иных характеристик, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека и помогают определить, насколько его поведение соответствует общепринятым в социуме нормам поведения.
Во-первых, очень важно верно истолковать поведение человека, выяснить причины его действий, ключевые мотивы. Это непросто, поэтому психологами разработаны специальные тесты: тест Леонгарда, тест на тип личности по методике Майерс-Бриггс. В целом тесты могут разниться по видам: психологические, вербальные, стандартизированные, тесты личности, тесты достижений и имитаций.
Также, при оценке поведения очень важно классифицировать его. Различают три ключевые модели поведения, которые позволяют выяснить причины конкретного поведения индивида, почему он действует определенным образом: естественное поведение (сюда входит личный опыт человека, его индивидуальные и личностные характеристики), неадекватное поведение (проявляется при попадании индивида в непривычную стрессовую среду) и защитное поведение, которое обусловлено глубокими эмоциональными потребностями индивида.
Конечно, оценивая поведения, исследователю достаточно сложно избежать субъективного толкования, поскольку происходит сравнение своих поступков с чужими, своих мотивов с мотивом того, чье поведение анализируется. Важно сосредоточиться именно на том, что происходит с конкретным человеком, оценить условия его проживания, провести беседу с близкими, друзьями, а также коллегами, что поможет составить общий портрет личности и оценить его социальное поведение в соответствии с принятыми и закрепленными критериями.