Социальным партнерством называется сложно структурированное общественное явление, имеющее разное понимание в различных аспектах социальной деятельности.
Субъекты и нормы социального партнерства
Согласно Трудовому законодательству, социальное партнерство - это система взаимоотношений работников с работодателями (или их представителями), регулируемая органами государственной власти через местное самоуправление.
К субъектам социального партнерства относятся следующие:
- Сотрудники;
- Работодатели;
- Уполномоченные представители работников;
- Уполномоченные представители работодателя;
- Органы государственной власти;
- Муниципальные органы.
Правовое влияние каждого из них обуславливается имеющимися у них правами и полномочиями. Органы местного самоуправления отстаивают в этой сфере интересы муниципального образования. Органы государственной власти выступают в роли защитников интересов участников социального партнерства (либо его участниками только тогда, когда они сами являются работодателем), а также в иных случаях, изложенных в трудовом законодательстве.
Система норм о социальном партнерстве, которые содержатся в ТК РФ, Федеральных законах, региональных законах, многочисленных подзаконных актах, образуют правовую структуру социального партнерства в трудовой сфере. Основным инструментом социального партнерства служит коллективный договор. Также изложены основные принципы, по которым осуществляется социальное партнерство:
- Равноправие сторон;
- Взаимоуважение;
- Заинтересованность обеих сторон в отношениях;
- Содействие государственных органов власти в совершенствовании института социального партнерства;
- Выполнение сторонами трудового законодательства;
- Полномочность представителей каждых из сторон;
- Свобода выбора обсуждения вопросов;
- Добровольность в решениях;
- Реальность взятых на себя обязательств;
- Обязательность выполнения соглашений;
- Контроль над выполнением заключенных соглашений;
- Ответственность за невыполнение заключенных соглашения.
Формы проявления социального партнерства
Государство является законотворческой стороной и является пассивным участником. Оно определяет нормы и правила в данной сфере, напрямую в них не вмешиваясь. Государство решает вопросы, наиболее значимые для обеих сторон отношений – определение минимальных гарантий, предоставляя большой простор для взаимоотношений, связанных с трудом. Благодаря чему значительно повышается его роль. установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.
Социальное партнерство может осуществляться в различных проявлениях:
- Коллективные переговоры при подготовке проекта договора;
- Взаимные консультации по вопросам трудовых отношений и других связанных с ним отношений, обеспечения социальных и трудовых гарантий работнику;
- Участие работников или их представителей в процессе управления организацией;
- Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении возникших конфликтных ситуаций и трудовых споров. Каждая сторона должна быть нацелена на взаимовыгодные решения.
На практике социальное партнерство имеет и другие формы, определяемые его сторонами, либо представителями этих сторон. Различные коллективные договоры и соглашения являются формами выражения социального партнерства, и его результатом в то же время. Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых споров. Они созданы и ведут свою деятельность для проведения коллективных консультаций, при подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, контроля над их четким исполнением. В этом и состоит их главная задача.