Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие социального обслуживания

Развитие системы социального обслуживания

Замечание 1

Развитие сферы социального обслуживания в России приходится на 90-е годы 20 века. В это время в следствии социально-экономических реформ большая часть граждан страны оказалась в весьма бедственном полжении.

По темпам развития социальных услуг Россия несколько отставала от других стран.

Социальное обслуживание становится одним из основных направлений социальной политики, ориентированной на социальную защиту населения. Прежде всего, социальное обслуживание связано с функционированием социальных служб и органов управления социальной защиты, что выражается в предоставлении социальных услуг, осуществлении социальной адаптации и поддержки граждан, нуждающихся в помощи и находящихся в трудной ситуации.

В конце XX века были приняты Федеральные законы и соответствующие постановления, регламентирующие развитие в стране социального обслуживания граждан:

  • 1995 г. - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
  • 1995 г. – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • 1999 г. – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В 2004 г. был принят ФЗ № 122, который установил разделение полномочий органов власти разных уровней в сфере социального обслуживания, узаконил «монетизацию» услуг в социальной сфере. Однако данный закон не привел к совершенствованию сферы социального обслуживания, а в некоторых субъектах РФ значительно затормозил ее дальнейшее развитие.

ФЗ № 122 инициировал развитие социального обслуживания, способствовал теоретическому обоснованию наилучших региональных схем социального обслуживания в современном мире.

В 2010 г. был принят ФЗ № 83, придавший новый стимул развитию правового поля социальных служб. Закон позволил скорректировать статус социальных учреждений, границы бюджетирования социальных служб, способствовал развитию деловой активности социальных учреждений, реализации современных направлений в финансировании учреждений социального обеспечения.

«Развитие социального обслуживания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Трансформация социально-экономических, политических отношений, духовных ценностей, изменившееся социальное пространство большей части населения потребовало удовлетворения основных социальных потребностей граждан, особенностей деятельности социальных служб в условиях кризисного социума, нового объяснения явлений природы.

Социальное обслуживание как специфическая деятельность

Социальное обслуживание выступает специфической разновидностью социальной деятельности. Это сложная система, включающая различные и многочисленные связи, взаимоотношения между отдельными частями, блоками и компонентами, с присущими только ей специфическими функциями.

Для связей между элементами системы социального обслуживания характерны внутренняя организация, порядок, направленность на реализацию функций по предоставлению социальных услуг, функций социальной адаптации, реабилитации и ресоциализации.

Социальное обслуживание нацелено на обеспечение населения необходимыми социальными услугами должного качества, создающими условия для развития человеческого «капитала», изменяющими или сохраняющими социальное положение социальных коллективов, общностей, социально-профессиональных, социально-демографических групп населения, его слоев, личности.

Деятельность социального обслуживания определяется как потребностями отдельных уровней, так и всего общества в целом и зависит от ряда факторов:

  • политических,
  • демографических,
  • социально-экономических,
  • социально-психологических,
  • морально-этических,
  • экологических,
  • религиозных и т.д.
Замечание 2

В настоящее время присутствуют определенные проблемы актуализации аспектов системного подхода, показывающие необходимость институционализации социального обслуживания, субъективные и объективные факторы становления; методологические неточности в схеме «социальная защита – социальное обслуживание – социальные услуги».

Создание института социального обслуживания

Социальное обслуживание только тогда может стать социальным институтом, когда каждый гражданин общества сможет удовлетворить потребности в социальных услугах.

В основе формирования института социального обслуживания находятся следующие основные потребности:

  • получение разных видов социальных услуг;
  • перераспределение общественных благ;
  • защита от нестабильного социально-экономического положения;
  • индивидуальность в предоставлении социальных услуг;
  • контроль за девиантным поведением;
  • реализация модели сотрудничества при осуществлении социальной работы;
  • управление социальным процессом расслоения общества;
  • воспитание квалифицированных сотрудников в сфере социального обслуживания и т.д.

Социальное обслуживание является социальным институтом, если обеспечивает воспроизводство норм, правил, образцов, стандартов жизни, необходимых для овладения многочисленными социальными ролями, обозначает социальные статусы в процессе сервисной социализации, регулирует различные уровни взаимодействия с другими институтами.

В настоящее время наблюдается переход к современной модификации традиционного института социального обслуживания. Традиционный институт являлся в основном институтом вспоможения, осуществляющим социозащитную и адаптационую функции. Современный модифицированный институт социального обслуживания – это, прежде всего, стратификационный институт, который способствует, используя методы сервисной социализации, воспроизводству общества, разделению различных социальных групп соответственно с уровнем социальной субъектности и потребностями в социальном обеспечении.

Социальное обслуживание является сложной системой, которая появляется и изменяется в результате взаимодействия индивидов, их деятельности. При этом индивиды могут выступать как объектами, так и субъектами деятельности.

Замечание 3

Дальнейшее развитие системы социального обслуживания должно основываться на определенных принципах: принципе профессионализма работников сферы социальных услуг, аксиологическом принципе иерархии общественных, групповых, личностных ценностей; культурно-логическом принципе, выражающемся в культурном уровне работников сферы социального обслуживания и их клиентов; принципе интернальности и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot