Категория детства
Для каждого человека детство является особой порой, куда всегда хочется вернуться. Но стоит говорить о том, что забота о детстве лежит не только на родителях: это огромный труд, и ответственными за его организацию являются не только мать и отец, но и многие другие государственные органы.
Детство – это отдельный период развития человека. На этом этапе он социализируется, постигает новые формы деятельности, правила и нормы поведения, становится полноценным участником социальных процессов, развивается умственно и физически.
Следует понимать, что детство – это не просто фаза развития личности: это основополагающий период, и от него зависит будущее человека, его установки, мировоззрение, отношение к окружающим и к самому себе.
В течение детского периода происходит очень интенсивное развитие физической составляющей человека, а также его психологической стороны. Критически важным периодом развития является раннее детство. Человек имитирует поведение взрослых, ему важно завязывать (или пытаться завязать) как можно больше контактов, чтобы в раннем возрасте стать свидетелем большого количество возможностей социальных отношений. Если маленького человека в этот период изолировать от человеческого общества, то это приведет к необратимым последствиям: психическим отклонениям.
Этапы детства
Детство – это обширный период, но очень быстротечный. В среднем, он длится одну десятую жизни человека (если учесть среднестатистические показатели по продолжительности жизни человека в развитых странах). Из характера ребенка, его интересов можно понять, каким он будет, когда вырастет.
Детство подразделяется на несколько основных этапов:
- Младенчество: от самого рождения до одного года. Ребенок находится под постоянным наблюдением родителей, неразрывно связан с ними. Он еще мало что осознает, поэтому сложно судить, каким это будет человек;
- Раннее детство – от одного года до трех лет – интенсивный период физического роста ребенка. В этот период огромное значение имеет игра как способ социализации и познания окружающего мира;
- Дошкольный возраст – от четырех до шести лет. Ребенок стремится к независимости, при этом проявляет созидательность, помощь старшим, легко утомляется, развивает свои творческие способности, начинаются вопросы к тому, а чего же он хочет в жизни;
- Школьный возраст – это обширный период, когда ребенок начинает развиваться как личность через иные средства познания: учебная деятельность. Это период вторичной социализации, знакомство со сверстниками, первые увлечения, влюбленность.
На каждом этапе детства ребенок нуждается в защите. Об этом поговорим в следующем разделе.
Защита ребенка
Государственная политика, которая действует в интересах детей, направлена на защиту прав и интересов ребенка. Ее становление происходит в нашем государстве сегодня очень интенсивно. Она предполагает заботу о материальных, а также о духовных условиях развития подрастающего организма, а в совокупности определяет жизнь будущего поколения. Эта политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества, в процесс принятия решений в посильных для этого возраста пределах.
Один из главных документов выступает Конвенция о правах ребенка. Осуществление ее норм выступает перспективной цели улучшения на этой основе положения детей в России. Основная задача – это изучение мнения самих детей по основным проблемам их жизни.
Зачастую ребенок остается неуслышанным, поскольку, в силу его возрастных особенностей, старшие считают, что его мнение недостаточно авторитетно и объективно. Но это не так, ведь зачастую ребенка могут обижать, оскорблять, ущемлять его права, и это нельзя оставлять без внимания. Агрессия в отношении ребенка порождает ответную агрессию: отсюда такой большой всплеск проявлений агрессии и девиации именно со стороны подростков.
Конвенция о правах ребенка – это ведущий международный документ, который был принят Организацией Объединенных Наций в 1989 году. В ней изложены позиции мирового сообщества по проблемам современного детства. Также в нем есть несколько положений, которые регулируют эту сферу человеческой жизни, а также защищают ее.
Защита необходима ребенку, поскольку его положение в обществе значительно отличается от положения взрослого. Ребенок не обладает суверенитетом, авторитетом, не имеет возможности до определенного возраста (совершеннолетия) отстаивать свои права и бороться за свои интересы. Хотя стоит отметить, что такие потребности у него существуют, и мы можем стать свидетелями того, как дети предпринимают попытки отстоять и навязать свою позицию взрослому человеку (преимущественно родителям). Как правило, все же важные решения, касающиеся ребенка, принимают взрослые.
Помимо того, что предпринимаются меры по регулированию отношений, складывающихся по поводу рождения и воспитания ребенка, необходим комплекс мер, который направлен на изменение положения детей как особой маргинальной группы современного общества.
Их отсутствие приводит к формированию довольно специфического положения. Оно называется научным термином «депривация». Это лишение, ограничение тех или иных условий, как материальных, так и духовных, которые необходимы для выживания ребенка и его роста как личности. Преодоление депривации возможно через целый комплекс мер: экономических, юридических и социальных. Для этого действуют службы социальной и социально-психологической помощи и поддержки детям и подросткам. В них заняты:
- специалисты (преимущественно, семейные психологи);
- службы адаптации и реабилитации подростков,
- организации по борьбе с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом.
Таким образом, социальная защита ребенка – это не только опека, но и комплекс специальных мероприятий, которые помогают ему стать полноценной самостоятельной личностью, уверенной в себе и способной принимать важные решения для дальнейшего развития социума.