Организационно-распорядительные методы
В практике управления большое значение имеют организационные или административные методы.
Методы административного воздействия можно классифицировать по ряду критериев.
Если рассматривать функцию в качестве критерия, то выделяют три группы:
- регламентирующие методы;
- распорядительные методы;
- дисциплинарные методы.
С помощью распорядительного метода создается система организации, с определенными задачами, своими правами и ответственностью структур управления. В обязательном порядке устанавливаются определенные правила, нормы поведения руководителей и подчиненных.
Организационный метод используется тогда, когда возникает необходимость создания социальной системы, проектирование организационной структуры учреждения.
При решении многочисленных проблем, возникающих в социальной работе, воздействие на человека немыслимо без соблюдения правил дисциплины. В этом случае используются дисциплинарные методы.
Речь идет как о соблюдении трудовой дисциплины, так и личной ответственности перед клиентом, коллективом, группой.
Организационные методы, при правильном сочетании различных видов ответственности, становятся наиболее действенными.
Методы можно классифицировать и по функциям управления. В социальной практике понятие «функция» идентифицируется с какой-либо деятельностью социальных служб и учреждений.
Важнейшей функцией является планирование, предполагающее целеполагание и выбор средств для их достижения, определение форм организации социальной помощи. К функции планирования относится создание программ достижения цели, учет результатов деятельности, корректировка программ, постановка новых задач и новых целей.
Социальная защита населения предполагает прогнозирование, т.е. предвидение будущего, конечное состояние клиента в перспективе.
Развитие объекта, его состояние и различные ситуации на протяжении всего периода, связаны с моделированием.
И, наконец, программирование, суть которого связана с переходом в новое состояние. К программированию относится разработка алгоритма функционирования системы.
Главная задача социальной работы заключается в оказании помощи по развитию жизненного потенциала каждого человека через административные методы. Обезопасить от негативного воздействия самые незащищенные слои населения.
Социально-экономические методы
В условиях новой экономической системы социальная защита населения требует создания многообразной и эффективной системы. Она должна включать все законодательно права граждан.
В основе создания методов социальной защиты должны лежать социальные нормативы. Это показатели уровня потребления благ и услуг, величины денежных доходов, обоснованных с научной точки зрения.
Среди этих показателей особо важное место занимает минимальный потребительский бюджет, представляющий систему социальных нормативов и являющийся нормативной основой социальной защиты населения. Он соответствует уровню номинального дохода, дающего возможность удовлетворения потребностей в питании, исходя из минимальных физиологических норм потребления, являясь границей, очерчивающей уровень малообеспеченности.
Нормы должны покрывать все затраты и потребности организма в основных продуктах питания, необходимых для роста и развития. Чтобы обеспечить минимальные потребности в предметах первой необходимости доходы семьи должны быть достаточными. Все семьи с доходами ниже потребительского бюджета являются социально незащищенными.
Минимальный бюджет является основой для законодательно устанавливаемой минимальной заработной платы. От него зависят и другие выплаты.
Следующая его функция – это» потребительская корзина». Она представляет собой набор предметов, относящихся к составу минимального потребительского бюджета. С помощью «потребительской корзины» происходит регистрация индекса цен на товары и услуги.
Текущему росту цен должна соответствовать индексация, для регистрации которой создается служба наблюдения за ценами и выбирается с этой целью около 1 тыс. товаров и сотни услуг.
Индексация – это такой механизм, который дает возможность денежные доходы населения корректировать с учетом индекса уровня потребительских цен.
Манипуляции при проведении индексации:
- в «потребительскую корзину» включаются самые дешевые товары и низкого качества, имеющие разную возможность роста цен;
- потребление определяется по физиологическому минимуму и даже ниже;
- индексация проходит значительно позже и, как правило, отстает от фактического роста цен.
Образовавшуюся разницу в деньгах можно спокойно положить в какой-либо карман.
Мероприятия по социальной защите, как показывает опыт, могут быть эффективным инструментом поддержания уровня жизни, но, те элементы, которые вводятся в настоящее время, например, индексация, используются в ограниченных и неэффективных формах.
Источники финансирования
Государственные внебюджетные социальные фонды в стране являются основными источниками финансирования социальной защиты – Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.
Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Фонд имеет главную задачу, которая заключается в том, чтобы обеспечить пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет, пособия на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, которые гарантируются государством.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов. В этой системе находятся федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Данные фонды, являясь составной частью государственного социального страхования, созданы для реализации политики государства в области обязательного медицинского страхования.
В России 1января 2001 г. был введен единый социальный налог, который заменил страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы в фонд занятости были отменены. Контроль ведут налоговые органы, следящие за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога. За неработающее население взносы на обязательное медицинское страхование производят органы исполнительной власти за счет средств соответствующих бюджетов.
ПФР с 1 января 2002 г. получил статус государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны. Его бюджет утверждается ежегодно, а одна из статей предусматривает финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи малоимущим, пенсионерам, инвалидам.
Источником финансовых средств по социальному обслуживанию населения является и Фонд социальной поддержки. Фонд является самостоятельным государственным учреждением. Его создание связано с целью формирования финансовых источников социальной поддержки малообеспеченным группам населения.
Система фондов социальной поддержки образована республиканским (федеральным) и территориальными фондами. Данные фонды предоставляют помощь особо нуждающимся гражданам на оплату ЖК и бытовых услуг, на предметы первой необходимости – питание, одежда, обувь, на организацию бесплатного питания, приобретение лекарств.