Социальные статусы героев пьесы «Вишневый сад»
Социальный статус – это социальное положение, которое занимает индивид или социальная группа в обществе.
В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» отсутствует разделение на главных и второстепенных персонажей. Они все главные, даже если кажутся на первый взгляд эпизодическими, им отведена огромная роль в раскрытии основной идеи произведения. Характеристику героев «Вишневого сада» начинают с их социального представления, так как социальное положение накладывает отпечаток на их мысленный образ, формирующийся в головах людей. Например, Лопахин – купец, что сразу вызывает ассоциации с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к тонким чувствам и переживаниям, хотя Чехов предупредил, что у него купец отличается от привычного представителя этого класса.
Раневская и Симеонов-Пищик, выступающие помещиками, вообще представлены довольно странно. После отмены крепостного права социальные статусы помещиков утратили свое значение, так как не вписывались в новое общественное устройство. Гаев тоже помещик, но когда представляли героев, его обозначили как брата Раневской, что заставляет думать о том, что персонаж несамостоятельный. Аня и Варя – дочери Раневской – самые юные персонажи «Вишневого сада».
Также возраст указали и самому старому действующему лицу – Фирсу. Петр Сергеевич Трофимов – студент, в самом представлении которого содержится противоречие – в пьесе прописано его отчество, хотя, раз он студент, то достаточно молод и отчество ему пока еще применять рано.
На протяжении всей пьесы герои в полной мере раскрывают свои характеры и принадлежность к социальным группам, их характеры описываются речевыми характеристиками, которые дают или сами герои, или другие участники пьесы.
Краткие характеристики главных действующих лиц
Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы «Вишневый сад», в прошлом была богатой аристократкой, привыкла жить по велению своего сердца. Ее супруг умер рано и оставил ей кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам, трагически умер ее маленький сын. Она считала виноватой в этой трагедии себя, поэтому бежала из дома, от любовника за границу, который последовал за ней и окончательно разорил ее. Она любит сад и имение, но не способна ихспасти.
Любовь Андреевна и ее брат Гаев характеризуются всеми лучшими дворянскими чертами: отзывчивостью, щедростью, образованностью, чувством прекрасного, умением сочувствовать. Но в современном мире все эти качества становятся ненужными и трансформируются в противоположные свойства. Щедрость превращается в неуемное транжирство, отзывчивость и умение сопереживать становятся слюнтяйством, а образованность – пустословием.
Чехов считал, что эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не такие глубокие, как кажется.
Лопахин Ермолай Алексеевич – центральный персонаж, человек-действие. Чехов писал, что если этот образ будет неудачным, то вся пьеса провалится. Лопахин – купец, сын и внук крепостных крестьян, который смог стать миллионером, благодаря своему чутью, уму и целеустремленности.
Петя Трофимов – вечный студент и «облезлый барин». Он относится к дворянскому роду, но, по сути, выступает как бездомный бродяга, мечтающий о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не предпринимает, чтобы наступило светлое будущее. Также он характеризуется глубокими чувствами к окружающим его людям и привязанностью к месту.
Аня, дочь Раневской – в 12 лет была оставлена матерью на попечение своему брату. То есть в подростковый период Аня была предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, характерные аристократам. Но она весьма наивна, из-за чего легко увлеклась идеями Пети.
Краткие характеристики второстепенных персонажей
Разделение на главных и второстепенных персонажей основано только на времени их участия в действиях. Например, Варя, Симеонов-Пищик, Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи не говорят об имении, их мировосприятие не раскрывается через сад, они от него практически оторваны.
Варя – приемная дочь Раневской. По сути она выступает в имении экономкой, ее обязанность – заботится о хозяевах и слугах. Она мыслит на уровне быта, а ее желание посвятить себя служению богу никто из окружающих не воспринимает серьезно. Вместо этого все стремятся выдать ее замуж за Лопахина, который ею совершенно не интересуется.
Симеонов-Пищик – помещик, как и Раневская. Он постоянно в долгах. Но он позитивно настроен, что и помогает ему преодолевать складывающиеся трудные ситуации. Так, он нисколько не раздумывал, когда получил предложение сдать в аренду свои земли. Это помогло ему решить все его финансовые трудности. Он может приспособиться к новому укладу жизни, чего не скажешь о хозяевах вишневого сада.
Яша – молодой лакей. Он побывал за границе йи Россия его уже не интересует, даже мать, которая стремится к встрече с ним, ему не нужна. Его главной чертой выступает высокомерие. Он не питает уважения к хозяевам, ни к кому не привязан.
Дуняша – молоденькая девушка, которая мечтает о любви и не задумывается о своем будущем.
Епиходов – конторщик, хронический неудачник и прекрасно об этом знает. Его жизнь, по сути своей, пустая и бесцельная.
Фирс – самый возрастной персонаж, отмена крепостного права для которого стала настоящей трагедией. Он искренне верен своим хозяевам, его смерть в пустом доме под звуки вырубаемого сада, отличается особым символизмом.
Образы героев пьесы «Вишневый сад» образуют определенную систему. Они дополняют друг друга, чем помогают раскрыть основную тему произведения.