Воспитатель как основное лицо воспитательно-образовательного процесса
Профессия воспитатель появилась в процессе развития системы учреждений дошкольного образования. В современном мире именно воспитатели учат детей самостоятельности, нормам и правилам поведения, готовят детей к школе.
Воспитательные функции реализуют воспитатели дошкольных учреждений, детских садов, интернатов, школ, колледжей, вузов. Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой.
Педагог дошкольного образовательного учреждения – это первый воспитатель в жизни ребенка (после родителей), закладывающий основы воспитания, социализации личности.
Особое внимание воспитателя должно быть уделено:
- внешнему виду, опрятности;
- культуре поведения;
- мимике и жестам;
- владению речью;
- тактичному обращению с детьми, родителями, коллегами.
Для того, чтобы соответствовать требованиям современности воспитатель должен:
- соответствовать современным требованиям;
- обладать разносторонними знаниями;
- повышать знания профессионального и общекультурного характера;
- нести ответственность за свои действия;
- уважать достоинство ребенка;
- уметь находить решение проблем с детьми и их родителями;
- находить и внедрять в профессиональную деятельность новые методы и средства воспитания и обучения, нестандартные приемы работы с детьми, родителями, коллегами.
В программу социальной политики всех развитых стран входят задачи развития дошкольного воспитания.
Роль воспитателя на современном этапе
Основная задача воспитателя – помочь детям адаптироваться к социокультурной жизни общества.
Воспитатели образовательных учреждений участвуют в формировании индивида как основной духовной ценности социума, создателя материальных и духовных ценностей, влияющего на развитие производительных сил общества. Воспитатели приобщают молодое поколение к мировым культурным ценностям, создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Цель воспитательной деятельности определяется обществом, носит обобщенный характер. У каждого воспитателя данная цель видоизменяется в индивидуальную установку, которую и пытается реализовать воспитатель в своей деятельности.
Гуманистическое начало в деятельности воспитателя реализуется в стремлении воспитать истинно человеческие качества во всех участниках воспитательного процесса. Демократизация и гуманизация всех областей общественной жизни обусловили усиление социальных функций воспитателя.
Социальная роль воспитателя проявляется в:
- укреплении здоровья и обеспечении охраны жизни детей;
- создании необходимых условий для плодотворного воспитания детей;
- развитии индивидуальности и психологической защищенности каждого ребенка;
- приобщении детей к музыке, культуре, традициям родного народа;
- осуществлении воспитательной и образовательной работы с детьми на основании программно-методических документов;
- регулировании воздействия на ребенка членов семьи и дошкольного учреждения, педагогическое просвещение родителей;
- самообразовании, повышении знаний профессионального и общекультурного характера;
- участии в методических мероприятиях, педагогических советах, исследовательской деятельности.
Социальные функции воспитателя
К социальным функциям воспитателя дошкольного учреждения относятся (Е.А. Панько):
- организационно-мобилизующая,
- диагностико-аналитическая,
- регулирующая и координирующая,
- проективно-конструктивная,
- исследовательско-инновационная и изыскательская,
- стимулирующая функции.
Важнейшей социальной функцией воспитателя является сотворение личности, духовное воспроизводство человека.