Дети как социальная группа
Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.
Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:
- отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
- насилие над детьми;
- формирование девиантного поведения у детей;
- негативное отношение к детям;
- детская бездомность;
- маргинализация детей.
Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.
Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.
Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.
Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:
- неравенстве условий стартового потенциала;
- дифференциации по социальным и возрастным критериям;
- социальном неравенстве;
- различных шансах на получение культурных и социальных благ.
Модификации социального статуса детей
Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:
- подчиненные, зависимые члены общества;
- не признаются членами общества;
- будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
- воспитанники и ученики;
- развивающиеся личности;
- равноправные члены социума.
Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности. Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.
В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:
- Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
- Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
- Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
- Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.
Социальная роль ребенка в семье
Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.
Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.
Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:
- зависимого и подчиняемого;
- принятого и отверженного;
- автономно-независимого и деспотичного.
Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.
Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.