Библиотека как социальный институт
Изучение социальной роли библиотеки связано с необходимостью формирования понимания библиотеки в качестве социального учреждения. Помимо того, что в своей деятельности библиотека взаимодействует практически со всеми известными учреждениями и организациями, библиотека также включена во все основные сферы человеческой деятельности:
- познавательную,
- преобразовательную,
- коммуникационную,
- художественную,
- ценностно-ориентационную.
Под социальной ролью библиотеки понимается перечень тех обязанностей, которые она выполняет перед обществом, которые являются необходимыми и продиктованными им, а также которые соответствуют сущности библиотеки как социального института.
Таким образом, помимо обычных, технологических, внутренних функций библиотеки, она выполняет и внешние, связанные с обществом. Такой подход начал развиваться во второй половине XIX века в связи с нарастанием роли информации в жизни человека.
Социальные функции библиотеки
Обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых, социальная роль библиотеки была связана с выполнением таких функций, как:
- идейно-воспитательная,
- культурно-просветительская,
- гедоническая,
- идейно-воспитательная,
- рекреационная,
- информационная.
В Российской Федерации существует Закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ (действующая редакция от 21.09.2017 г.), который четко определяет три социальные функции библиотеки: информационную, культурную и образовательную.
Информационная функция связана с обеспечением материального и духовного производства и воспроизводства с помощью массива информации, в ней имеющегося. Таким образом, библиотека предоставляет читателю информационный продукт, который по качеству, форме и содержанию может быть различным, но должен соответствовать запросу читателя. Законодательно указывается применительно к информационной функции библиотеки то, что она обязана обеспечивать права каждого человека, любой организации, общественного объединения и т.д. на неограниченный доступ к информационным ресурсам.
Говоря о культурной функции библиотеки, подразумевается ее работа, направленная на духовное развитие читателя, приобщение его к ценностям, принятым и поддерживаемым в мировой и отечественной культуре, а также помощь (создание условий) для культурной деятельности. Особое значение библиотека как социальный институт имеет для культурно-репродуктивной деятельности человека, поскольку библиотека является интегрированной сетью каналов донесения информации до самых разных слоев населения, а также передача культурного наследия новым поколениям.
Под образовательной функцией библиотеки понимается та деятельность, которая направлена на обеспечение духовного воспроизводства общества, включающее социализацию, образование, воспитание, а также самообразование и самовоспитание общества.
Таким образом, библиотека является долговременным институтом социализации человека, который действует до тех пор, пока последний входит в число ее читателей.
Помимо этого образовательная функция библиотеки призвана активизировать ресурсы человека, стимулировать его развитие как творца, активного субъекта общественной жизни. Являясь не только инструментом официального образования, библиотека является крайне эффективным средством непрерывного самообразования, которое может сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Таким образом, размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня - глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном - в формировании человека как образованного, нравственного, активного гражданина своей жизни и своей страны.