Социальная реабилитация детей
Социальная реабилитация детей – процесс, направленный на восстановление функций организма ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию в общество. Это процесс усвоения ребенком системы знаний, норм и ценностей, характерных данному обществу или социальной группе.
Основная проблема детей с ограниченными возможностями – нарушение контактов с другими людьми, окружающей средой, культурными ценностями, ограничение мобильности.
Социальная реабилитация детей направлена на решение задач формирования основ социального поведения, общего развития, прививает трудовые навыки, обучает самообслуживанию и адаптации в обществе. Социальная реабилитация направлена на формирование среды, способствующей развитию ребенка и исполняющей реабилитационную функцию.
Дети, имеющие различные нарушения развития, представляют собой большую и разнородную группу по формам, причинам и степени выраженности нарушений. Такие дети нуждаются в комплексной, индивидуализированной, специализированной коррекционной помощи, социальной интеграции, максимальной реабилитации, что возможно при определенных условиях:
- раннее выявление детей с нарушениями развития;
- исследование распространенности форм дизонтогенеза, потребностей образовательных учреждений, родителей, социума в отношении проблемных детей;
- обеспечение диагностики, коррекции развития ребенка по индивидуальной программе реабилитации;
- обеспечение преемственности и подготовки к обучению;
- обеспечение социальной адаптации;
- оказание комплексной социально-правовой, медико-социальной, коррекционно-педагогической, психологической помощи и поддержки.
Социальная реабилитация детей базируется на ряде принципов: меры восстановления организма охватывают все его функции; реабилитационные мероприятия начинают проводить сразу после постановки диагноза; при реабилитации используются последние научные достижения и инновационные технологии; всесторонняя доступность.
Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки.
Успешное решение задач социальной реабилитации позволяет: привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки; помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме; выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Дети с физическими, психическими, социальными особенностями, развивающиеся в дружественной среде чувствуют поддержку и заботу со стороны взрослых, что позволяет наиболее быстро и полно интегрироваться в социум.
Центры социальной реабилитации детей
Комплекс мер социальной реабилитации детей проводят в домашних условиях или в специализированных центрах социальной реабилитации детей.
Основные цели центров реабилитации: социальная реабилитация детей-сирот; формирование или восстановление социального статуса; адаптация к условиям жизни в семье и в обществе; оказание помощи детям инвалидам; воспитание мотивации к труду.
Современные центры реабилитации многопрофильные учреждения, позволяющие решать вопросы по большинству проблем социальной реабилитации детей. Социальные работники определяют потенциал ребенка, объем необходимой помощи, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, организуют досуг для детей.
При работе с детьми-сиротами необходимо соблюдать следующие требования: предоставляемая помощь не должна навредить ребенку; индивидуальные программы реабилитации должны учитывать все индивидуальные особенности ребенка; отклонения в развитии должны компенсироваться оперативно, без нанесения психологической травмы.
Социальная адаптация – приведение группового или индивидуального поведения проблемных детей в соответствие с общественными нормами и ценностями.
Дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в достижении своих целей в пределах допустимых общественных норм, у них снижена способность адекватного реагирования на изменения вокруг, затруднено взаимодействие с социальной средой.
В задачи воспитания и обучения детей с особыми потребностями входит обучение адекватному взаимодействию со сверстниками, разными социальными группами, обществом, выполнению социальных и правовых норм и правил.
Опыт коррекционных учебных заведений показывает, что учащиеся таких школ овладеть принятыми в обществе нормами поведения, способны активно участвовать в общественно полезной жизни.
Социальная реабилитация детей-инвалидов
Социальная реабилитация детей-инвалидов включает следующие мероприятия:
- подготовка к обучению, содействие в устройстве в специализированные учреждения;
- развитие физических и психических способностей;
- формирование условий, позволяющих принимать участие в жизни общества;
- облегчение бытовых и жилищных условий;
- установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
- организация полноценного участия в общественной и культурной жизни, проведение досуга;
- восстановление и поддержка физических и моральных сил;
- включение в процесс реабилитации ближайшего окружения ребенка.
Основная задача социальной реабилитации детей-инвалидов – направить физические и духовные силы ребенка на развитие способностей, проявление талантов, снять страх перед окружающей средой.
Социальная работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии
Семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, имеют ряд социально-психологических особенностей: наблюдается внутренний конфликт между членами семьи, сужается круг знакомых семьи, ограничивается общение с родственниками, семья становится малообщительной, у родителей могут начать проявляться соматические заболевания.
Необходима социальная адаптация не только ребенка с отклонениями в развитии, но и всей семьи.
Основная проблема семей – получение необходимой медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
В социальной работе с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, необходимо придерживаться следующих направлений:
- диагностическое – для изучения особенностей воспитания в кругу семьи, разработки и внедрения индивидуальных программ помощи семье;
- педагогическо-коррекционное – коррекция отношений между родителями и детьми, повышение роли отца в процессе воспитания ребенка;
- просветительское – расширение представлений об особенностях развития детей, имеющих патологию и методах коррекционной работы с ними;
- психокоррекционное – повышение чувства уверенности в собственных силах, гармонизация семейных отношений, создание в семье благоприятного психологического климата.