Социальные проблемы реабилитации
Социальная реабилитация предусматривает реализацию мероприятий, которые осуществляет общество, коллектив, семья по отношению к реабилитируемому лицу для достижения наиболее полного восстановления социального статуса, с учетом общего состояния и степени инвалидности.
Это решение вопросов морально-психологических, жилищно-бытовых, семейных транспортных проблем, вопросов социального обеспечения, организации досуга и труда, занятий спортом, удовлетворение материальных, культурных потребностей, а также других мероприятий социального характера.
Инвалидность ведет к ряду социальных ограничений:
- коммуникационный барьер между инвалидом и социальной средой;
- трудовая сегрегация;
- физическая изоляция и ограничения;
- пространственно-средовой барьер;
- малообеспеченность;
- эмоциональный барьер;
- информационный барьер;
- ограничения в создании семьи;
- ограничение репродуктивной функции.
Социальные аспекты реабилитации тесно связаны с физической, медицинской, психолого-педагогической, профессиональной сферах. Без решения социальных проблем методы физической медицинской и профессиональной реабилитации будут неэффективны.
Проблемы социальной реабилитации детей
Успешная социальная реабилитация детей возможна только при обеспечении им специализированной психолого-педагогической и медицинской помощи квалифицированными специалистами.
К проблемам, связанным с системой специального образования для детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями относятся две группы вопросов.
Превая группа: научно-методологическое обоснование содержательных и диагностических аспектов психолого-педагогической помощи. Реабилитация детей средствами специального образования – основа для их социализации, она должна быть направлена на формирование личности ребенка. В научной литературе в настоящее время отсутствует целостное, единое описание процесса формирования личности ребенка с разными проблемами развития.
Вторая группа: подготовка квалифицированных специалистов для работы с детьми с особыми потребностями. Недостаточно внимания уделяется вопросам исследования различных категорий детей с особыми потребностями, их воспитания при подготовке социальных работников. Не в полной мере охватываются вопросы содержания, структуры, организации социально-реабилитационной работы при подготовке специалистов-дефектологов.
К основным направлениям решения этих проблем относятся:
- целевая подготовка специалистов для социальной защиты населения и систем специального образования;
- организация курсов повышения квалификации, переподготовки соответствующих специалистов;
- организация и проведение занятий с персоналом учреждений социальной защиты;
- обеспечение условий адаптации молодым специалистам в учреждениях соцзащиты и системы специального образования;
- взаимодействие со специалистами по социальной работе в области проектной и научно-исследовательской деятельности, реализация научных разработок в практику;
- организация единого информационного пространства по вопросам социальной реабилитации.
Практика помещения детей-инвалидов в специализированные учреждения значительно сужает пространство их межличностного взаимодействия со здоровыми детьми, что ведет к малой социокультурной мобильности, снижает уровень образования, ведет к низкой конкурентоспособности при выборе профессии, слабой востребованности в социуме.
Одной из проблем интеграции детей-инвалидов в общество составляет недостаточная поддержка семей, в которых они проживают. Единично рассматриваются вопросы по созданию условий для реабилитации и обучения детей-инвалидов по месту жительства.
Для детей с нарушениями зрения и слуха не в полной мере реализуется право на образование (недостаточно учебников, специальной литературы, технических средств).
Дети с нарушениями опарно-двигательного аппарата ограничены в передвижениях, из-за отсутствия специальных лифтов и пандусов они не могут попасть в транспорт, учебные заведения, больницы и т.д.
Проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями
Трудоустройство инвалидов – сложный многоуровневый процесс их приобщения или возвращения к общественно-полезному труду в соответствии со способностями, состоянием здоровья, возможностями, потребностями и личными склонностями.
В настоящее время наблюдается тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Многие работодатели воспринимают людей с ограниченными возможностями как обузу для предприятия. В сфере занятости инвалиды сталкиваются с различными проявлениями дискриминации.
Возможности трудоустройства инвалидов сильно ограничены. В профессионально-трудовой реабилитации инвалидов значительную роль играют общественные организации, помогающие снять остроту проблемы трудоустройства.
Непринятие инвалидов на работу приводит к сегрегации этой категории населения, формированию чувства неполноценности, возникновению психологического барьера между здоровыми трудоспособными гражданами и лицами с ограниченными возможностями.
К основным причинам низких показателей трудоустройства инвалидов относятся:
- нежелание работодателей принимать на постоянные рабочие места инвалидов;
- невысокая конкурентоспособность на рынке труда инвалидов;
- ограниченное число вакансий;
- низкая заработная плата предполагаемых рабочих мест;
- отсутствие у работодателя прав и льгот, стимулирующих желание трудоустроить инвалида.
На большинстве предприятий не созданы специально оборудованные рабочие места для инвалидов. Специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями – это места, к которым применяются дополнительные меры по организации труда, адаптации технического и организационного оснащения, основного и вспомогательного оборудования, обеспечения специальными техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.