История становления социальной работы в СССР
31октября 1918 гола В.И. Лениным было подписано «Положение о социальном обеспечении трудящихся». Чуть позже оно получило законодательное закрепление в 120 ст. Конституции Советского Союза: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потере работоспособности». В это же время был создан Всероссийский фонд социального обеспечения.
С первых месяцев функционирования советской власти были законодательно закреплены некоторые социальные права трудящихся, введено в действие положение о страховании на случай безработицы. Согласно этому положению работодатели были обязаны вносить во Всероссийский фонд безработицы от 3% суммы средств, предусмотренных на выплату заработной платы.
Для безработных по всей стране были созданы общежития и бесплатные столовые.
Вопросами государственного социального обеспечения занимался Народный комиссариат государственного призрения. В его полномочия входили вопросы предоставления приюта для военнослужащих с увечьями, назначение им пенсий, выдача пайков семьям военнослужащих и т.д.
Миллионы граждан СССР, в том числе инвалиды, ветераны, дети Великой Отечественной войны, ветераны труда находились на материальном обеспечении государства. Население имело право получать различного рода выплаты на детей, пособия по временной нетрудоспособности и т.д.
Отличительная черта советской системы социального обеспечения – финансирование исключительно за счет средств государства.
Система социальной защиты населения включала:
- бесплатное образование и здравоохранение;
- систему пенсионного обеспечения;
- доступные культурные учреждения;
- жилищно-бытовая помощь и др.
В 1921 году введено социальное страхование. В сельской местности с 1922 года создавались крестьянские комитеты общественной взаимопомощи.
В 1924-1925 гг. введено пенсионное обеспечение для научных работников, учителей и некоторым др. специальностям.
В 20-30-е гг. начали создаваться общественные организации и различные кооперативы инвалидов. Они проводили широкую работу по содействию в трудоустройстве, обучению и переобучению, проведению лечебных мероприятий, протезированию и др.
Пособия и пенсии выплачивались из бюджета государственного социального страхования, формирующегося из страховых взносов предприятий.
Страховые взносы определялись установленными нормами, составляющими определенный процент к фонду заработной платы всего предприятия.
При социальном обеспечении колхозников дополнительно к государственным средствам в общесоюзный фонд отчислялись шесть процентов валового дохода сельскохозяйственной артели.
Для борьбы с детской безнадзорностью создавались детские дома, организовывались трудовые коммуны и сельскохозяйственные колонии.
Развитию системы социальной защиты населения препятствовали: военно-коммунистическая политика государства, антигуманные мероприятия, массовые репрессии 1937-38 гг., насильственная коллективизация.
Социальная работа в СССР в середине и конце XX века
Большую роль в трудоустройстве инвалидов во время и после Великой Отечественной войны сыграли врачебно-трудовые экспертные комиссии.
Они определяли доступные для данной категории граждан условия труда. Развивая систему протезирования, органы социального обеспечения, преследовали цель, направленную на трудоустройство инвалидов.
Социальная работа в годы войны (1941-1945 гг.) была направлена на помощь семьям фронтовиков, детям-сиротам, инвалидам, одиноким матерям, беременным женщинам и многодетным семьям, переселенцам и беженцам и т.д.
В 1949 году было создано Министерство социального обеспечения. В 1956 году принят Закон о государственных пенсиях.
Выплата пособий и пенсий производилась во всех случаях, когда служащие, рабочие, колхозники в них нуждались:
- пенсии по полной или частичной потере работоспособности;
- пенсии по старости;
- пенсии по случаю потери кормильца;
- пенсии по инвалидности;
- пособие по беременности и родам;
- пособия по болезни (уходу за заболевшим членом семьи);
- пособие малообеспеченным семьям;
- пособие на детей одиноким матерям и многодетным семьям и др.
Основное направление деятельности социальной работы в начале 80-х гг. – социальное обеспечение нетрудоспособного населения. В этот период к основным функциям социального обеспечения присоединяются: выполнение заданий Государственного плана, строгое соблюдение государственной дисциплины; сокращение сроков строительства и снижение себестоимости; эффективность и рационализация капитальных вложений; своевременный ввод производственных мощностей.
В конце 80-х гг. наблюдается некоторое сужение социальной помощи, утрачиваются многие виды социального патронажа.
Основные требования социального законодательства в СССР
Социальное страхование и социальное обеспечение охватывало всех трудящихся вне зависимости от пола, нации, характера работы, размеров оплаты труда.
К основным требования социального законодательства составляли:
- Пенсионный возраст. Люди, достигшие возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – имеют право на пенсию. С 45-50 лет пенсию могут получать многодетные матери, а также шахтеры, металлурги, текстильщицы, химики и некоторые др. специалисты.
- Стаж работы. Для получения полной пенсии по старости стаж работы должен составлять у мужчин 25 лет, а у женщин – 20 лет. Для работников, занятых на работах с опасными и тяжелыми условиями необходим стаж работы менее 20 лет. При инвалидности, полученной вследствие профессионального заболевания или в результате трудового увечья, пенсия назначается вне зависимости от стажа работы.
- Отдельные группы пенсионеров, желающие продолжить работу, имели право получать одновременно и пенсию, и заработную плату.
- Все работающие лица имеют право на получение пособия по беременности и родам, временной нетрудоспособности.
- Бесплатное медицинское обслуживание. Государство выделяет крупные ассигнования на предупреждение заболеваний, улучшение условий и охраны труда.
- Бесплатное образование.