Проблемы в школе как объект социальной работы
Любое учреждение нуждается во вмешательстве со стороны органов социальной работы, если в нем диагностируются явные или латентные (скрытые проблемы). Особое значение играет деятельность учебных заведений, поскольку в них человек воспитывается, пополняет свою базу знаний новыми умениями и навыками. Соответственно, некоторые учебные заведения нуждаются в большем контроле со стороны социальных работников. Это касается и школьных учебных заведений.
Специалисты выделяют два основных типа школьной проблематики, которая возникает во время обучения в школе и имеет большой интерес со стороны социальных работников:
Первый тип - проблемы детей, которые носят традиционный характер и вызывают интерес со стороны социальных работников, а также школьных учителей и школьных психологов.
В основном это проблемы, которые касаются непосредственной деятельности органов социальной защиты и обеспечения. Среди них ведение учета и контроля за детьми с ограниченными возможностями, но при этом сохранившими свой интеллект и развивающимися на том же уровне, что и дети без физических отклонений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, которые вышли из многодетных семей, а также дети из социально-неблагополучных семей, где один или оба родителя страдают от вредных привычек, или лишены родительских прав, но имеют возможность общаться с ребенком и посещать его в специально отведенное время.
В этом случае приоритеты социальной работы и социальной поддержки со стороны специалистов очерчены достаточно четко: это, прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, удовлетворение витальных (первичных) потребностей, а также решение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем.
Второй тип проблем в рамках школьного обучения – это совокупность проблем «неуспевающего ученика». В данном случае речь идет не о тех детях, которые имеют различные отклонения в развитии как физического, так и интеллектуального характера: речь идет об учениках массовой школы, у которых интеллект соответствует уровню их развития, но при этом испытывающих определенные трудности с обучением, которые накапливаются, но не находят своего разрешения.
В результате скопления такого большого количества проблем ученик страдает от низкой успеваемости, а также испытывает ухудшение состояния здоровья, нарушения психологической адаптации и адаптации к новым социальным условиям. Попытки разрешения проблем без обращения в органы социальной работы не привели к видимым результатам: эффекта не оказала работа школьных психологов, а также создание специальных коррекционных классов, проведение воспитательных мероприятий. Изоляция детей также невозможна, поскольку она не только не решает проблему, но и усугубляет ее при специальном разделении детей, которым в конечном итоге предстоит жить в одном обществе и взаимодействовать друг с другом.
Социальная работа в школьной среде
Социальная работа в школе сегодня – весьма востребованное направление. Это обусловлено тем, что она способна объединять усилия специалистов разного профиля для проведения профилактических социально-педагогических мероприятий с детьми, их родителями, а также с учителями. Весь комплекс мер поможет не только выявить причины проблем, но и разрешить их, выделить ключевые рекомендации по дальнейшей профилактике или предотвращению на начальных стадиях.
Перечислим цели социальной работы в школьном учебном заведении:
- Во-первых, это возможность устранения специфических трудностей и помощь в их преодолении. Особое внимание уделяют трудностям, возникающим в процессе социализации ребенка из социально неблагополучной семьи, или слоя общества.
- Во-вторых, социальные работники обладают навыки развития процессов опережающей социализации. Ее цель – ознакомить учеников с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию перспектив их возможного будущего. Важно учесть тот факт, что при ознакомлении не учитывается происхождение ребенка, а также история его семьи.
Также социальная работа в условиях школы способствует развитию комплекса личностных и социально-образовательных процессов, причем как на стадии общеобразовательного обучения, так и на стадии выбора человеком профессии (10-11 классы). Социальный работник принимает активное участие в педагогическом разрешении потенциальных конфликтов, а также тех конфликтов, которые существуют в течение продолжительного времени.
Социальная служба в рамках школы выполняет особые функции. она предназначена для организации активного сотрудничества как администрации школы и ее педагогического состава, так и учеников и родителей друг с другом.
Социальная организация – это, в некотором смысле, поручитель, который обеспечивает социальные гарантии каждому члену школьного коллектива. К тому же, социальный работник имеет обязанность в охране и защите личности, учете ее прав и интересов, а также приверженности к творческой и трудовой деятельности.
Социальные работники создают условия для максимально безопасной и комфортной творческой жизни учащегося школы, оказывает поддержку нуждающимся, налаживает отношения в коллективе и препятствует появлению психического насилия над личностью, которая отличается от остальных по каким-либо признакам. Социальный работник исследует общественное мнение в школьном коллективе, выявляет лидеров, аутсайдеров, а также рейтинг преподавателей. Здоровая психологическая обстановка в школьном коллективе способствует улучшению общего состояния каждого школьника, а также повышает его мотивацию к участию в учебном процессе.
Таким образом, социальная работа в школе имеет особое значение в современной образовательной системе. С учетом того, что не все преподаватели могут предугадать проблемы в школьном коллективе и предотвратить их, работа социальных служб является приоритетным направлением, которое сегодня развивается в достаточно активной динамике.