Процесс управления социальной работы
Управление принято рассматривать не как автономный процесс, а как целый комплекс процессов и явлений.
По сути, процесс управления – это совокупность устойчивых действий, которые выполняются в соответствии с определенным алгоритмом. Эти действия напрямую связаны с формирование ресурсов организации и их дальнейшем использовании. Основной результат управления социальными процессами – это достижение тех целей, которые ставит перед собой конкретная организация. Эти действия в своей совокупности имеют название «управленческие функции».
Управление социальной работой, в свою очередь – это необходимое условие для организации деятельности и контроля за ее функционированием. Под организацией в данном случае понимается совокупность индивидов, которая превышает количество в два человека. Их деятельность сознательно направлена на достижение поставленных целей, ради которых и обучается социальный работник. Организации состоят из людей, и являются неотъемлемыми элементами общественной системы. Общество напрямую зависит от таких организаций и их деятельности: оно позволяет рассматривать организации не просто в качестве объектов социального воздействия, но еще и как субъектов, которые оказывают активное влияние на жизнь общества.
Таким образом, под социальным управлением принято понимать управление абсолютно всеми общественными процессами, независимо от сферы, к которым они относятся. В более узком смысле социальное управление – это непосредственный контроль за разнообразными процессами и явлениями, которые образуются и действуют непосредственно в социальной сфере общественной жизни.
Функции системы управления
Функции управления в социальных процессах, в том числе и социальной работы принято определять в качестве единиц контроля, которые будут определять эффективность принятого решения по фактическому состоянию социальной системы, а также тех изменений, которые были достигнуты в процессе ведения социальной работы и ее мер. Также благодаря функциям можно выявить причины отклонений и предупреждать их в случае повторения в следующий раз.
Как правило, контролю поддаются как количественные показатели работы, так и качественные. Контроль, таким образом, можно классифицировать сразу по нескольким признакам: во-первых, это объект контроля, во-вторых – исполнители определенных социальных действий, которые в дальнейшем нуждаются в оценке качества результатов.
Также контроль классифицируют по принимаемому решению, его радикальности, возможностям использования объектов контроля в дальнейшей деятельности.
Можно классифицировать контроль по методике проведения социальной работы, по способу получения информации и ее дальнейшей обработки, по степени охвата объектов социальной работы и режиму контроля над ее осуществлением.
Среди основных принципов управления в сфере социальной работы можно выделить следующие:
- стратегическая направленность социальной работы (оказание помощи наиболее нуждающимся категориям населения),
- ориентация контроля на конечный результат, а именно на обеспечение социальной защитой населения, предоставление особых льгот и специальных выплат;
- гибкость контроля за процессами социальной работы и ее легитимностью, а также адресностью.
Очень важна открытость процессов контроля и их прозрачность, чтобы каждый человек, обратившийся за социальной помощью и поддержкой, осознавал свои права и обязанности, а также то, на какую помощь он может рассчитывать, исходя из своего социального положения, уровня дохода его собственного, а также остальных членов семьи (если они есть).
Уровни управления сферой социальной работы
Всего в современном научном знании выделяют сразу три основных уровня управления социальными процессами, в особенности социальной работой.
Первый слой – верхний, так называемый «институциональный». В него входят обязанности непосредственно Российской Федерации как особого государства, а также автономной республики.
Второй уровень – средний, он осуществляется на уровне регионов, органов социальной защиты областей, краев, автономных образований, районов и городских пунктов, округов и муниципалитетов.
Третий, низший уровень осуществляется в рамках социальных организаций, разнообразных общественных организаций, благотворительных образований, не относящихся к системе государственного финансирования.
Теория управления социальной работой на сегодняшний день, однако, развита недостаточно сильно. При этом в число ее наиболее актуальных научных проблем входят следующие.
- Определение теоретических основ управления и их дальнейшего развития в сфере социальной работы;
- Формулировки концепции социальной работы и дерева основных, наиболее актуальных и значимых целей;
- Исследование организационных структур управления социальной работой;
- Обоснование дальнейших рекомендаций по использованию их наиболее типичных и универсальных форм как на федеральном уровне, так и на уровне наиболее локальных, региональных образований;
- Моделирование деятельности социальных служб в соответствии с наиболее актуальными проблемами, а также использование некоторых математических методов для более точного количественного измерения конкретных результатов социальной работы.
Также к наиболее важным и актуальным сферам развития управления социальной работой стоит отнести разработку универсальных критериев, которые позволяют оценить качество системы управления социальной работы, исследование информационных слоев (глобальной сети Интернет, социальных сетей, веб-сайтов и блогов), создание современного банка данных.
Немаловажным является исследование методов и создание методики по дальнейшей мотивации социальных работников, обоснование предложений по наиболее эффективному использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации. Данные процессы позволяют человеку лучше осознават свою роль в социальной работе, уметь грамотно определять, какую помощь необходимо предоставить человеку, и какие методы важно использовать в случае «особых ситуаций» (тяжелые заболевания, прогрессирующая девиация).