Этапы институционализации социальной работы
Социальная работа – явление многогранное, представляет собой сложный и неоднозначный объект для изучения. Это обусловливает необходимость при анализе процессов ее институционализации использовать макросоциологические теории и теории среднего уровня.
Институционализация социальной работы возникла в результате развития новой общественной потребности в виде социальной деятельности по предоставлению помощи в соответствующих исторических, политических, социально-экономических условиях. Это привело к возникновению необходимых организационных структур, соответствующих социальных норм и регуляторов поведения.
Процесс институционализации социальной работы обладает характерными чертами. Историческая практика поддержки и помощи различных слоев населения создала условия для организованных действий в сфере локализации социальных проблем. Это реализовывалось на основе самоорганизации общественных сил в виде неформальных институтов (меценатство, коллективные и частные пожертвования, благотворительные общества).
Институционализация социальной работы на начальном этапе развития включает следующие стадии:
- эмпирическая практика в социальных институтах помощи;
- дискуссии во время благотворительных съездов и конференций;
- создание школ социальной работы с формированием в них соответствующего образовательного пространства.
В XX веке в связи с войнами процесс институционализации социальной работе несколько приостановился, но продолжал развиваться в Америке. С 50-х гг. XX в западной цивилизации оформляется новый этап институционализации социальной работы. Основываясь на унифицированной американской парадигме образования в социальной работе формируются новые практические подходы. В американские образовательные модели вносятся коррективы с учетом национальных социальных проблем. В практической деятельности социальных работников появляются новые элементы работы.
На основе единой профессиональной идеологии происходит глобальная институционализация социальной работы. Для обеспечения защиты коллективных и индивидуальных ценностей различных групп населения создаются единые государственные модели социальной работы.
Во второй половине XX века институционализация социальной работы включает следующие стадии:
- формирование единой национальной парадигмы;
- дискуссии о подходах и методах к теории и практике социальной работы на основе этногеографических, социально-политических, социокультурных реалий;
- глобальная институционализация социальной работы, основанная на многокультурной идеологии и профессиональных гуманистических ценностях.
В современных условиях наблюдается активный процесс интеграции социальной работы в структуру всех политических, социально-экономических отношений, разрабатывается определенный набор санкций (формальных и неформальных), которые помогают осуществлять контроль за соответствующими проявлениями поведения.
Институционализация социальной работы возникла как процесс, вследствие которого появилась принципиально новая, уникальная система общества, включающая определенные учреждения и организации, удовлетворяющие определенные общественные потребности и реализующие функции социальной работы, социальные группы (объекты и субъекты социальной работы).
В основе генезиса и развития социальной работы находится социальное и естественное неравенство, отображающее соответствующую систему социальной стратификации. Эта система является источником объектов и субъектов социальной работы, детерминирует ее, обусловливает ее основные функции, принципы, направления в обществе.
Важнейшими связями системы социальной работы и стратификационной системы являются пространственно-географические, функциональные, причинно-следственные и др. связи.
Характер связей определяется спецификой политического и социально-экономического развития общества.
Проблемы институционализации социальной работы
С конца XX века в российском обществе наблюдаются макросоциальные институциональные изменения, что требует соответствующей теоретической и методологической основы для их объяснения.
К сосуществованию различных теорий социальных изменений, их инструментального использования привели: деструктивные формы изменений (социальные и духовные потрясения, кризисы, социальные конфликты и др.), их интенсивный характер, разноплановые последствия.
К теориям социальных изменений относятся теории:
- глобализации,
- модернизации,
- виртуализации,
- самоорганизации,
- активистско-деятельностная парадигма,
- циклическая концепция.
В независимости от трактовки институциональных изменений вышеперечисленные теории создали для исследователей принципиально новые поля.
Глобализация вносит элементы вестернизации (американские модели и теоретические конструкторы социальной практики). Модернизация благоприятствует развитию институтов социальной работы, а регионализация придает этим институтам самобытность, неповторимость, уникальность. Регионализация способствует нахождению инновационные, исторические, социально-психологические, экономические, этнополитические формы, методы и технологии социальной работы.
В современной России наблюдается детерминирование процесса становления социальной работы как инновационного института, активное воздействие на механизмы и динамику ее функционирования.
Развитие различных организационных форм социальной работы, использование огромного арсенала технологий, методов и методик указали на проблему технологизации социальной деятельности, привели к необходимости анализа и изучения всех факторов, препятствующих или способствующих этому процессу.
Актуален вопрос о соотношении социальных технологий и социальной работы: социальная работа является одновременно и видом технологии, входе своей реализации использует множество прикладных социальных технологий.
Направления институционализации социальной работы
Социальную работу идентифицируют три взаимосвязанных процесса: область познания, практика, познавательная деятельность.
Механизмы реализации этих процессов имеют разные предпосылки, специфику проявления и социально-структурные характеристики. Все эти тенденции сохраняются в условиях современного общества.
Институционализация социальной работы в направлениях области познания, практики и познавательной деятельности идет противоречиво: Социальная работа в области познания обозначена как междисциплинарная, но не проведен ее комплексный анализ, отсутствуют собственные фундаментальные идеи, разрабатываются частные концепции, наблюдается методологический плюрализм.
В практике происходит отход от традиционных форм организации социальной работы, переход к инновационным видам (хосписы, центры, некоммерческие общественные организации и др.).
В области образования в классических традициях институтов высшей школы готовят специалистов принципиально новой подготовки, что ведет к возникновению ряда проблем.