Групповая работа как вид социальной работы
Социальная работа может быть реализована в различных формах: социальная работа с военнослужащими, с детьми, работа с отдельными категориями граждан. Одним из распространенных видов социальной работы выступает групповая социальная работа. Но, анализируя это направление, исследователи пришли к выводу о том, что групповая социальная работа может считаться отдельным методом социальной работы, поскольку обладает своими целями и основными направлениями.
Групповая социальная работа в течение достаточно долгого времени используется как форма, а также как метод социальной работы. Изначально авторы использовали его с целью оказания человеку помощи путем передачи общего, группового опыта, а также для развития его духовных и физических сил, а также адаптации к постоянно изменяющимся окружающим условиям. При этом авторы признают, что для успешного и эффективного (компетентного) использования этого метода требуется профессиональная подготовка специалиста. Вероятно, по этой причине во многих современных университетах открыты направления подготовки социальных работников, особенно распространенных в медицинских университетах.
Как метод, групповая социальная работа появилась еще в 70-е годы 20 века, тогда же она активно разрабатывалась, и появились основные положения, которые актуальны и по сей день. Метод групповой социальной работы в основном использовался для профилактики малых социальных групп. Именно они, по мнению многих авторов, способствуют выходу человека из роли так называемого «слушателя». На данном этапе он может формулировать свою точку зрения, осознавать свои личные возможности, а также устанавливать обратную связь с другими индивидами, которые действуют в пределах малой группы и за ее рамками.
Цель групповой социальной работы
Каждый вид любой деятельности обладает своей целью. Цель групповой социальной работы заключается в том, что социальный работник анализирует состояние того или иного человека и приходит к выводу о необходимости оказать помощь своему клиенту.
Но обычно эта помощь приходит не напрямую от социального работника, или от государства, а путем передачи группового опыта для дальнейшего развития качеств личности (его физических и духовных способностей). Все это ведет не только к внутреннему закреплению каких-либо ценностей и принятию норм, но и также к формированию социального поведения человека.
Безусловно, для реализации данной цели необходима организация групповой деятельности. Она возможна лишь через добровольное вступление индивида в какую-либо социальную группу и социальную активность в ней. Зачастую это можно организовать через собрание людей, которых объединяют одни и те же интересы. Человек не только становится частью новых социальных связей, но также проявляется свою активность, расширяет индивидуальный опыт. Это оказывает благоприятное влияние на расширение сферы индивидуального самосознания, а интенсивное общение способствует избавлению от многих видов деазадаптаций. Иной способ организации групповой социальной работы – включение уже объединившейся социальной группы в творческую деятельность. Например, приобщение семьи в культурно-досуговую деятельность, демонстрация ей иных способов ведения быта, домашнего хозяйства, взаимодействия с детьми и знакомыми.
Основные направления групповой социальной работы
Социальная работа в целом является разноплановым явлением, в котором различают несколько видов. Например, если брать категорию «социально-культурные группы», то в нее входят:
- группы восстановления эмоционального здоровья,
- группы восстановления навыков и умений,
- образовательные и просветительские группы,
- группы самопомощи или профессиональной культурной терапии.
Помимо этого, существуют и иные терапевтические группы, чья деятельность напрямую связана с разрешением различных психических, психосоматических проблем, а также трудностей в самосознании, понимании собственного внутреннего мира, экзистенциальных проблем.
Позиция социального работника также зависит от того, какие цели и направление выбрала групповая социальная работа. Например, если группа ориентирована на достижение более общезначимых целей, которые касаются правового и гражданского контекста, то социальный работник берет на себя обязанности координатора и организует внешние связи группы с другими группами, которые также объединены на основе какого-либо признака или стремления к достижению поставленной цели.
Но если цель группы – это расширение сферы самосознания, а также индивидуального опыта каждого участника за счет более интенсивного общения (например, тимбилдинг, тренинг коммуникативных навыков индивидов в группе), то в данном случае социальный работник – это лишь посредник внутри группового взаимодействия.
Сегодня групповая социальная работа очень активной развиваются, появляются новые, достаточно оригинальные методы ее организации. Например, метод семейной терапии, который направлен на глубокий анализ семейных отношений, выявление основных причин конфликта и поиск их решения через групповую деятельность каждого члена семьи. Отметим также существование так называемого «общинного метода социальной работы». Он основан на взаимодействии социального работника и служб с представителями различных общественных групп и организаций на нескольких уровнях: на местном региональном и общегосударственном. В качестве приоритетных задач общинной социальной работы принято выделять развитие социальных связей на уровне местной социальной группы (общины), а также дальнейшая организация системы взаимопомощи и поддержки членов определенной общности людей.
В рамках реализации данного метода групповой социальной работы также необходимо разработать и внедрить оценку эффективности различных социальных программ, которые приняты на различных уровнях управления и связаны с вопросами благосостояния населения и организации его конкретной культурной, просветительской, развивающей и досуговой деятельности.