Инвалидность и её виды
По закону РФ инвалидами признаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, причинами которого являются заболевания, последствия травм или дефектов, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.
Закон также поясняет, что ограничение жизнедеятельности – это есть полная или частичная утрата способности и возможности осуществлять самообслуживание.
Ограничение жизнедеятельности не дает индивиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, а также обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния – слепые, глухие, немые – признаются инвалидами.
Человек, внешне не имеющий никаких отклонений от физически нормальных людей, может быть инвалидом по заболеванию, которое не позволяет ему заниматься трудовой деятельностью наравне со здоровыми людьми. Например, ишемическая болезнь сердца не позволяет заниматься тяжелым физическим трудом.
Основание инвалидности может быть разное, поэтому все инвалиды делятся на несколько групп:
- инвалиды по возрасту – дети, взрослые;
- инвалиды по происхождению инвалидности – с детства, инвалиды войны и труда, инвалиды общего заболевания;
- инвалиды по степени трудоспособности – нетрудоспособные – инвалиды I группы и трудоспособные – инвалиды II группы и инвалиды трудоспособные в щадящих условиях – III группы.
Исходя из характера заболевания выделяются мобильныые группы, маломобильные, неподвижные группы инвалидности.
Инвалиды, относящиеся к маломобильной группе могут передвигаться только при помощи колясок или костылей. Они в принципе могут заниматься трудовой деятельностью при доставке их к месту работы или выполнять надомную работу.
Но, в решении вопроса их трудоустройства, есть свои проблемы, среди них оборудование рабочего места, как на дому, так и на предприятии, доставка необходимого материала для работы и транспортировка готовых изделий, доставка инвалида на работу и с работы.
Мужчины в общем контингенте инвалидов составляют более 50%, женщины – 44%. Причем, от 65 до 80% составляют люди пожилого возраста.
Растет число детей-инвалидов, что вызывает большую тревогу. По данным Министерства здравоохранения РФ в России ежегодно рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.
Рост детской инвалидности в развитых странах мира ставит эту проблему в число национальных приоритетов по её предупреждению и профилактике.
Форомы работы с инвалидами
Главная задача в работе с инвалидами заключается в их социальной адаптации.
Инвалид должен почувствовать себя наравне с физически здоровыми людьми, поверить в свои возможности и силы.
Работа с инвалидами должна опираться на принципы гуманизма, реалистичности, системности, вариативности.
Технологии, которые используют в работе с инвалидами, различны, но чаще всего применяются такие, как:
- технология социальной реабилитации;
- технология социальной адаптации;
- технология социальной терапии;
- социальная диагностика и др.
Технология социальной реабилитации включает в себя такие меры, которые позволяют восстановить способность к жизнедеятельности в социальной среде.
Для того чтобы индивидуальное поведение инвалида или поведение группы привести в соответствие с существующими нормами и ценностями, используют технологию социальной адаптации.
Особое значение в работе с инвалидами имеет технология социальной терапии, представленная приемами и техниками социального, изобразительного, музыкального творчества. Они дают возможность людям включиться в социальную среду, выровнять или повысить свой социальный статус.
Большую роль играет социальная диагностика. Она выступает в роли методического инструмента и дает специалисту по социальной работе важные знания. Опираясь на результаты диагностики можно выбрать технологии социальной работы и разрешить те трудности, которые возникли в жизнедеятельности инвалида.
С помощью духовных ценностей осуществляется социокультурная реабилитация, передаваемая в творческой форме. К формам социокультурной реабилитации относятся концерты художественной самодеятельности, выставки изобразительного творчества, музыкально-драматические занятия, вокальные студии, разнообразные кружки и студии.
Представление о мире людей и их жизни происходит при посещении инвалидами театров, музеев, концертов и др.
Важной частью социокультурной реабилитации является такая её форма, как международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Он посвящается жизни людей с инвалидностью и проводится с 2002 г. общественной организацией инвалидов «Перспектива».
Кинофестиваль дает возможность увидеть жизнь людей с ограниченными возможностями, но с активной жизненной позицией, людей, уверенных в себе и успешных в жизни.
Конкурсы – это ещё одна форма социокульруной реабилитации инвалидов.
Особое место занимают клубные, кружковые, секционные объединения, помогающие включать внутренний мотив, развивать самостоятельность в выражении мыслей, взглядов и достигать, таким образом, самореализации в совместной деятельности.
В список социальной реабилитации включаются и физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
Социальная адаптация инвалидов дает положительные результаты, такие, как чувство удовлетворенности жизнью, рост творческой активности, успехи в общении, желание заниматься любимым делом.
Ещё одна технология – социальная терапия и её методы - арт-терапия, трудовая терапия, сказкотерапия и др. Результатом применения этой технологии становится восстановление способностей в значимой для них деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с близкими людьми.
В общем целом можно сказать, что применение технологий социальной работы дает возможность этим людям самоутвердиться и самовыразиться, освоить социальные умения и навыки, повысить собственную самооценку.
Социальные технологии помощи детям-инвалидам
К сожалению, число детей инвалидов значительно увеличивается. Причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания, на долю которых приходится более 60% , заболевания внутренних органов – 20%, заболевания опорно-двигательной системы – до 10%, зрение и слух, соответственно 13% и 4%.
Возникновение инвалидности у детей обуславливают следующие факторы:
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- сложные условия женского труда;
- рост травматизма;
- низкая культура здорового образа жизни;
- заболеваемость родителей, особенно матери и др.
Проблема ребенка инвалида как личности состоит не столько в отсутствии зрения или слуха, возможности передвигаться, сколько в том, что он лишен мира детства, изолирован от общества, в котором ему жить и расти. Общество со своей стороны должно подходить к решению этой проблемы не с позиций жалости, а с позиций соучастия, содружества, сотворчества
Задача социальных работников состоит в том, чтобы оказать помощь детям инвалидам и их семьям.
При выборе технологии с такими детьми важно учитывать приоритетные направления социального развития на всех этапах формирования личности.
Необходимый материал о ребенке собирается методом анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа, медицинских документов.
Анализ материала даст общую характеристику инвалидности и выявит её специфику.
Специалисту важно знать, как дети сами относятся к своей инвалидности и насколько понимают свои возможности и права. С этой целью используется интервьюирование самих детей или родственников.
В функции социального работника входит оказание юридической, психологической, медицинской помощи, консультации, организация материальной поддержки. Исходя из этого, они должны владеть знаниями о формах и методах обучения, воспитания, оздоровления детей инвалидов и руководствоваться в работе нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, которые касаются льгот, пособий, пенсий, направленных на поддержание жизнедеятельности инвалидов.
Важнейшей задачей является необходимость создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка и его социально-трудовой адаптации.