Человек как субъект и объект социальной работы
Для понимания социальной работы как необходимого вида социального конструирования важно признать человека ведущей силой социума и общественного развития.
Значимость и масштабность социальной работы определяются присутствием человека в качестве адекватного объекта деятельности, имеющего социальную и индивидуальную ценность, имеющего определенную самостоятельность, автономность, самодостаточность, требующего деятельности, которая обеспечила бы его формирование как социально положительного субъекта, подключенного ко всем видам общественной деятельности и отношений.
Сущность человека обуславливает его самореализацию, самоутверждение, функционирование как субъекта саморазвития, самосозидания, самодеятельности. Человек, выступая социально активной, ответственной, относительно автономной личностью, является главным субъектом и объектом социальной работы.
Важным субъектом и объектом социальной работы является общество – совокупность людей, взаимосвязанных необходимыми отношениями и естественной средой жизнедеятельности каждого отдельного человека.
Для понимания человеческого бытия важен принцип единства общего, особенного и единичного, в котором общее, особенное и единичное существенны в равной степени. Человек – индивид, нечто неделимое и единичное, отличающееся от других людей. Одновременно, человек – существ общественное. Только в обществе он может обособляться – его индивидуальность является социальным качеством.
Внешние человеческие проявления (поступки, действия, деятельность) могут быть отрегулированы всей совокупностью норм, присутствующих в обществе.
Человека нельзя рассматривать только как источник для реализации социальных отношений, он должен рассматриваться как реализатор собственной индивидуальности, вступающей в установленные в обществе отношения и раскрывающей благодаря им свою сущность. Основные проявления человека как особой личности, духовного и социального существа связаны с его жизнедеятельностью и членством в обществе, предопределены воздействие общества и могут считаться типичными.
Социальность и индивидуальность человека взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны, поэтому их необходимо учитывать в равной степени.
Влияние социальной работы на формирование личности человека
Человек и общество по мере своего развития оказывают друг на друга все большее взаимное влияние. Человека и общество необходимо рассматривать как систему «субъект-объекты», включающую воздействия, оказываемые ими друг на друга и субъект-объектные связи.
Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на содействие человеку в развитии, обретении, восстановлении его социальности и поддержании, развитии и восстановлении положительной компоненты его индивидуальности.
Основное направление социальной работы – воздействие на человека с целью развития у него качеств, обеспечивающих выработку объективно ценных и социально одобряемых форм его мышления и поведения, соответствующих гуманистическим представлениям о благе человека и общества, обуславливающих его деятельность.
В настоящее время это является причиной развертывания системной, осознанной, целенаправленной и комплексной деятельности по:
- формированию и развитию личности человека;
- социализации личности;
- созданию оптимальных условий для развития и жизнедеятельности человека;
- повышению субъективности индивида.
Человек является биологическим, духовным, социальным существом, поэтому понятие «ценность человека» является сложным, интегративным, многоплановым, включает элементы, отражающие множественность проявлений сущности человека, особенностей его потенциала, социального и индивидуального бытия, направлений и путей развития.
Реализация ценности человека – важнейшее основание социальной работы, предопределяющее ее роль, место, цели и задачи, содержание, сущность, основные формы и направления в обществе. При этом ценность человека выступает высшей ценностью.
Признание человека важнейшей составляющей социального развития требует: обращения к общим и особенным качествам и признакам индивида; признания неповторимости и уникальности личности; уважения чести, достоинства, индивидуальности; признания роли в общественном развитии; признания права на развитие, счастье, благополучие; соблюдения основных прав и свобод; признания права на выполнение обязанностей перед собой, семьей, обществом и т.д.
В каждый конкретно-исторический период любой человек нуждается в:
- наиболее благоприятных условиях для реализации своей биологической, духовной и социальной сущности;
- функционировании в обществе;
- комфортном бытие;
- установлении отношений, основанных на взаимном уважении, равенстве, справедливости;
- содействии осуществления возможности выбора направления развития своей личности, основных потребностей, ценностных ориентаций, позитивных установок, образа жизни, видов собственной деятельности.
Человек в системе социальной работы
В дисциплинах, изучающих социальную работу человек может рассматриваться с различных своих аспектов:
- «человек в понятии» - совокупность представлений о сущности, природе, смысле существования человека, его проявлениях, сложившихся в той или иной науке;
- «человек эмпирический» - конкретно-исторический, чьи проявления и сущность во многом предопределены интегративными характеристиками общества, исторической ситуацией; человек является определенной абстракцией, в которой отображены наиболее типичные черты, формирующиеся под влиянием конкретной социальной реальности, имеющие конкретно-историческое значение;
- «человек субъективный» - сформированный личностью собственный идеальный образ под воздействием социальной реальности, функционирующей в обществе системы ценностей;
- «человек конкретный» - совокупность реально присутствующих проявлений, черт личности, стиля и образа жизни, социальных связей конкретной личности.
Практика социальной работы с целью формирования оптимального уровня социальности у человека должна основываться на многомерности человека и исходить из перечисленных представлений о человеке, так как отдельные элементы каждого из них представлены в других.
Социальная работа в независимости от субъективного к ней отношения, необходима всему обществу, так как представляет человеку и обществу дополнительные возможности в реализации их творческих потенциалов. Оптимальный результат социальной работы – человек с решенной проблемой и общество с людьми, способными к нормальному развитию и социальному функционированию.