Понятие администрирования в социальной работе
Управление – это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Управление как таковое может служить стимулом социальных изменений и значительных перемен. Все руководители в процессе своей деятельности выполняют примерно похожие функции, однако из этого не следует, что они заняты выполнением одной и той же работы. Управленческая деятельность подразделяется по горизонтальному и вертикальному принципу.
Конкретный руководитель может стоять во главе отдельного подразделения. Есть руководители, которые координируют работу других руководителей, которые также координируют работу руководителей, но уже другого уровня, и так вплоть до тех, кто непосредственно руководит неуправленческим персоналом.
Т. Парсонс разделил руководителей на три уровня, в зависимости от функций, выполняемых ими в организации:
- Технический;
- Управленческий;
- Институциональный.
Более часто, однако, используется другая классификация, в которой руководители делятся на звенья:
- Операционные управляющие;
- Среднее звено;
- Высшее звено.
Руководители низового звена (операционные руководители) по уровню находятся непосредственно над обычными работниками. Они осуществляют контроль за выполнением рабочих задач. В случае с социальной работой к таким задачам относится оказание социальных услуг. Руководители данного уровня непосредственно отвечают за использование выделяемых им ресурсов. Они занимают, к примеру, должность руководителя отдела.
Руководители среднего звена управляют работой руководителей нижнего.
Руководители высшего звена – самая малочисленная группа. В сферу их ответственности входит принятие решений для организации в целом. В социальной работе такой руководитель может занимать должность начальника управления или социальной службы.
Администрирование в социальной работе представляет собой систему гибкого управления в обществе, направленную на регулирование положения всех участников общественной жизни, на обеспечение им достойного уровня существования.
Данное понятие имеет несколько значений:
- Организационно-структурное. Здесь необходимо ответить на такие вопросы, как: «Кто непосредственно осуществляет социальную работу?», «Какие учреждения ей занимаются?», «Насколько их деятельность эффективна?». Управление социальной работой происходит на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном. Каждый из них имеет свои управленческие структуры: министерство, региональные, городские и районные управления социальной защиты.
- Функциональное. Каждая из структур в этой системе выполняет свои, общие и частные функции. К общим относятся организация, планирование, мотивация и контроль. Среди частных моно назвать работы, связанные с конкретной должностью, подразделением и направлением деятельности.
- Профессиональное. Управление в сфере социальной работы – специфический вид деятельности, которой занята определенная категория людей.
- Гносеологическое. Менеджмент и администрирование в социальной работе представляет собой определенную область знания, которая на данный момент, надо признать, мало развита и изучена.
- Учебно-образовательное. Теория управления в социальной работе представляет собой отельную учебную дисциплину.
Субъект и объект управления
Социальное управление является специфическим видом деятельности, отличным от управления, к примеру, техническими системами. Оно обладает рядом особенностей, трудностей и возможностей. Можно без преувеличения сказать, что специалисты-управленцы, хорошо владеющие своим делом – ценное общественное достояние.
В самом общем виде данная область деятельности представляет собой систематическое, сознательное, организованное и спланированное взаимодействие субъекта и объекта управления.
Субъектами управления в системе социальной работы являются руководящие работники учреждений и служб социальной защиты населения и целые органы управления, наделенные соответствующими функциями.
Объектами же тут выступают сотрудники социальных служб, социальные работники и в целом вся система отношений, которая складывается между людьми при оказании различного вида помощи и социальных услуг.
Субъект и объект управления, а также отношения, в которые они вступают, взаимосвязи между ними, составляют систему управления социальной работой, ее администрирования. Эта система, в совю очередь, представляет собой компонент системы социального управления.
Управление социальной работой – это процесс постановки целей и задач практической деятельности и ее организации.
Методы управления
Методы управления – это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на коллектив работников или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах организации.
Все методы управления моно разделить на: административные, экономические и социально-психологические.
Когда работник вступает в коллектив, он принимает на себя ряд обязанностей и ответственность за то, насколько качественно он будет выполнять порученную ему работу. С помощью административных методов определяются место отдельных работников и целых коллективов в системе социальной работы и защиты, их права и обязанности, способы координирования их деятельности.
Административные методы управления имеют ряд особенностей. С их помощью руководители оказывают прямое воздействие на волю своих подчиненных. Они требуют контроля за исполнением распоряжений.
Одним из основных экономических методов является материальная мотивация. Она применяется как в форме материального вознаграждения за высокое качество и большое количество труда, так и в форме санкций за несоответствующее его качество.
Социально-психологические методы управления предназначены для создания такого климата в коллективе и организации, при котором работник будет делать все необходимое для достижения поставленных целей, а кроме того, имел бы возможности для самореализации.