Понятие «дошкольное образование»
Современные авторы и исследователи определяют дошкольное образование как первую ступень в системе непрерывного образования человека.
Отметим, что непрерывное образование в современном мире – это такой тип образования, который полностью обращен к человеку, его основным потребностям, но с учетом его интересов, способностей. Также важно учитывать условия жизнедеятельности, а также те трудности и риски, с которыми может сталкиваться человек на протяжении всего своего обучения.
Дошкольное образование охватывает достаточно широкий спектр деятельности, поскольку оно направлена на формирование в ребенке общей культуры, а также на развитие таких качеств, как физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические, личностные.
Помимо этого, дошкольное образование играет очень важную роль в формировании предпосылок для последующей учебной деятельности (школьному и вузовскому образованию), а также в сохранении и укреплении здоровья (как физического, так и психического) ребенка дошкольного возраста.
Цели и задачи дошкольного образовательного учреждения
Дошкольное образование предполагает наличие некоторого количества образовательных программ. Они направлены на разностороннее развитие ребенка-дошкольника. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, в том числе его достижения, уровень развития, который необходим для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования.
Специалисты отмечают, что на данном этапе образования очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, поскольку в этот период ребенок выполняет большое количество специфичных видов деятельности. Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций, а также итоговых аттестаций. В этом заключается ее особенность, в отличие от промежуточных и итоговых аттестаций школьного образования (ГИА для 9 класса и ЕГЭ для 11 класса), а также от образовательных программ и контроля во время обучения в университете (сессия, аттестационный контроль).
Задачи дошкольного образовательного учреждения сформулированы следующим образом:
- Охрана физического и психического здоровья ребенка, его укрепление. Цель – эмоциональное благополучие и гармония;
- Обеспечение равенства и полноценного развития ребенка в период дошкольного детства. Каждый ребенок в праве получить достойное дошкольное образование, не зависимо от его места жительства, пола, нации, языка, религиозной принадлежности, социального статуса семьи, а также психических и физиологических особенностей. В большей степени, этот фактор относится к детям, которые имеют различные ограничения в возможностях здоровья;
- Обеспечение преемственности целей и задач образования, которые реализуются в рамках общеобразовательных программ разных уровней. Таким образом, важно наладить взаимосвязь и преемственные отношения между основными программами дошкольного образования и программами начального общего образования;
- Создание максимально благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными, личностными особенностями. Учитываются интересы и склонности ребенка, что важно в дальнейшем развитии способностей и раскрытии творческого потенциала;
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. В основе образовательной программы лежит не только передача знаний, умений и навыков, но также и трансляция духовно-нравственных и социокультурных ценностей, которые приняты в обществе и являются общеобязательными для соблюдения порядка в социальной системе;
- Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни и развития различных качеств – социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических. В дошкольных учреждениях ребенок знакомится с обязательствами, его учат быть инициативным, ответственным и самостоятельным.
Условия социальной помощи в дошкольных образовательных учреждениях
Дошкольные образовательные учреждения не просто прививают ребенку первичные знания и умения: сотрудники осуществляют присмотр за детьми, уход за ними. Безусловно, за эту деятельность (присмотр, уход) учредитель организации устанавливает специальную, фиксированную плату. Но государство сегодня, в свою очередь, встает на защиту семей, в том числе тех, что нуждаются в помощи в некоторых ситуациях (инвалидность ребенка, многодетная семья). Поэтому назначаются специальные льготы, субсидии, которые носят адресный характер.
Отметим, что во многих учреждениях дошкольного образования на присмотр и уход за детьми-инвалидами, а также за детьми, оставшимися без попечения родителей, государство выделяет деньги, в связи с чем с родителей плата не взимается.
Также, в целях дополнительной материальной стимуляции и поддержки воспитания ребенка, его дальнейшего обучения родителям (или законным представителям, опекунам) выплачиваются компенсации на первого ребенка в размере 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми. Такая практика широко распространена в государственных областных и муниципальных образовательных организациях, которые находятся на территории соответствующего муниципального района, городского округа. На второго ребенка устанавливается плата в размере 50%, а на третьего и последующих детей данная плата достигает 70% указанной родительской платы.
Как мы можем отметить, современная система предоставления социальной помощи в дошкольных образовательных учреждениях развита достаточно хорошо. Родители получают поддержку, что позволяет им обустраивать детей на льготных условиях, особенно если дети имеют некоторые заболевания. Важный принцип – адресность, который распространяется на все виды и формы социальной помощи, в том числе и на социальную помощь в дошкольных образовательных учреждениях.