Современное положение человечества
Достигая рубежа $XX$ и $XXI$ в.в., человечество начало активно анализировать и переоценивать многие принципы и идеалы, которыми определялось его развитие в течение ряда последних десятилетий $XX$ века. Именно тогда решался и продолжает решаться вопрос о том, какие ценности и ориентиры развития должны перекочевать в новое столетие, а от каких необходимо избавиться, что нужно изменить в организации общественной жизни и как переориентировать ценности.
Никогда еще в истории глобальное сообщество не находилось столь близко у роковой черты, и классический вопрос - быть или не быть? - никогда не был таким буквальным, как в свете последних предостережений разуму и одновременно испытания способностей ученых, инженеров, философов к преодолению накапливающихся трудностей общемирового масштаба. Так как наука и техника, развивающиеся в ходе стремительного научно-технического прогресса и рассматриваемые как величайшие достижения современности, представляют собой наиболее конкретизированное выражение разума человечества, они также испытываются на прочность глобальными проблемами, которые требуют разрешения.
Что же случилось в $XX$ столетии и каково положение науки и техники сегодня, что они могут сулят и каковы их возможные последствия для общества и природы? Подобные вопросы отличаются конкретностью и практически неизбежным приобретением политического звучания.
Техника и развитие общества
Еще сравнительно в недавние времена, а именно всего полстолетия назад, функционирование науки шло как бы параллельно с производственным процессами, без затрагивания общественных основ жизнедеятельности людей. Несмотря на целый комплекс отдельных блестящих достижений в естествознании, научных исследований, по мнению многих, наука оставалась занятием, которому можно было отдавать внимание, но включение которого в сферу деловых интересов в широких масштабах было невозможно.
Соответственно, и восприятие деятельности ученых было традиционным – в качестве непонятного для широких кругов труда одиночек, которые созерцали явления природы. Положение ученых изменилось после испытания в Лос-Аламо первого ядерного устройства. Стала очевидной связь даже самых абстрактных разделов науки с социально-экономической сферой и политической сферами жизни общества.
Однако обнаружение невиданного ранее непосредственного влияния науки на дела людей получил ответ не только в результатах ее военного применения, но и в вопросе жизни или смерти глобального сообщества; наука являет себя общественности не только через атомные испытания и взрывы. О непосредственном характере данного влияния свидетельствуют и сфера созидания, и повседневная жизнь населения.
Какими последствиями это обернется для человека и общества, и к каким реальным, не требующим отлагательства социальным и человеческим проблемам, возникающим в связи с этим сегодня, это приведет, неизвестно. Если сделать попытку короткого ответа на поставленные вопросы и определения тем самым главной социальной проблемы, то ответ может сформулировать так: чем выше развита технология производства и вся человеческая деятельность, тем более должно быть развито общество и сам человек в их взаимодействии с природной средой.
Подобного вывода ученые и философы достигли давно: выявили глубокую взаимосвязь между развитием науки и техники и социальными преобразованиями, а также развитием человека, а также культуры, в том числе, и отношения к природе. Новый тип развития науки и техники способствует крайнему обострению возникших здесь проблем, поскольку для него необходимо высокое соприкосновение таких элементов, как:
- новая технология,
- общество,
- человек,
- природа.
У этой проблемы есть широкое значение, особенно в современных условиях, поскольку от ее решения, зависит то, насколько эффективно будет построена стратегия научно-технического прогресса.