Подходы и уровни социально-психологической культуры
Личность является целостно-структурным психологическим образованием, которое выражает сущность реального человека (А.Г. Ковалев). Это саморазвивающаяся многоуровневая иерархическая система (Б.Г. Ананьев).
По уровню и сложности образования человек как объект научного исследования и как система уступает по своей сложности только обществу.
Значимость методологических принципов системного подход и диалектической логики для психологических исследований предопределена сложностью процесса психической активности.
Уровни, описывающие сферы активности психической активности личности по К.К. Платонову:
- направленность, отношения личности, моральные черты;
- индивидуальные особенности психических функций и психологических процессов как форма отражения;
- знания, умения, навыки;
- биологически обусловленные.
Психологическая структура личности в соответствии с ростом от психофизиологических уровней к социальным:
- Культура, определенная активностью осознания психического отражения. Основывается на типологических особенностях нервной системы, на генетически предопределенной совокупности качественных и количественных психических характеристик.
- Культура переживаний. Основан на разрешающих возможностях эмоционально- волевой сферы, является граничащим между социальным уровнем системы психики и «биологическим».
- Культура деятельности. Базируется на психических процессах: внимание, восприятие, мышление, память и т.д., которые рассматриваются как способ объективизации личности в деятельности. Индивидуальное развитие личности аккумулирует весь исторический опыт.
- Культура поведения. Является центральным уровнем в самосознании и самовыражении личности. Его важнейшие психологические характеристики: самооценка, направленность, притязания и т.д. Существенно осознание индивидом своего поведения и отражения изменения и развития субъективно значимых психологических свойств в своей активности.
- Культура общения. Основывается на коммуникативных характеристиках индивида, детерминирует социально-психологическую составляющую личности.
- Культура управлений активностью. Определяет отношение личности к характеру активности в деятельности, переживаниях, общении, поведении, идеологии; основывается на мотивационной сфере.
- Социально-политическая культура включает: идеалы, мировоззрение, убеждения, интересы. Уровень основан на отношении к методологической основе организации общества, осознании своего отношения и своего места в обществе.
Каждый элемент и каждый уровень системы подвижны. Динамичность системы подразумевает изменение ее состояния.
Признаки, свойства и функции социально-психологической культуры
Социально-психологическое развитие человека является процессом усвоения совокупного общественного опыта, сконцентрированного в духовной и материальной культуре. Высшие психические функции человека возникают в результате окультуривания естественных функций.
В культуре зафиксирована психологическая сущность индивида. Она включает общественно выработанный опыт взаимодействия человека с другими людьми: способы обращения, психологические знания, формы отношений.
Психологическая культура как социальный феномен зафиксирована в:
- живом общении,
- людях,
- научных и художественных текстах,
- традициях и обычаях и т.д.
Как индивидуальный личностный феномен социально-психологическая культура выступает системным личностным образованием, которое определяет способы обращения человека с самим собой и с другими людьми.
Социально-психологическая культура обладает рядом свойств:
- обеспечивает эффективные способы взаимодействия человека с самим собой как с субъектом, неповторимой индивидуальностью и личностью в любой области социального бытия;
- повышает качество человеческой жизни;
- создает условия для более полной реализации;
- позволяет человеку быть более успешным;
- оберегает от психологических травм, потерь, неудач;
- определяет нормы и правила взаимодействия между людьми;
- обеспечивает существование человека как полноценного члена общества.
Функции социально-психологической культуры:
- социально-психологическое воздействие на других людей;
- ориентировка в окружающих людях;
- понимание себя и отношение к людям;
- саморегуляция.