Современное состояние и тенденции развития российского социума, глубокие социально-экономические преобразования выдвигают качественно новые требования к уровню сформированности социально-экономической культуры личности и общества. Именно от высокого уровня сформированности социально-экономической культуры зависит экономическая, социальная, политическая стабильность общества.
Подходы к пониманию социально-экономической культуры
В научной литературе успешно функционирует два основных подхода к пониманию социально-культурной культуры отдельной личности и общества.
Под социально-экономической культурой общества понимается органичная составная часть культуры, исторически определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженный в формах и типах организации жизнедеятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
По своей сути социально-экономическая культура общества представляет собой долговременную, исторически сложившуюся систему социокультурных ценностей, которые передаются из поколения в поколение.
Под воздействием социально-экономической культуры общества формируется социально-экономическая культура отдельной личности, под которой понимается компонент общей культуры личности, целостное личностное образование, которое характеризуется высоким уровнем овладения системой экономических знаний, умений и навыков, сформированным социально-ценностным отношением к социально-экономической стороне жизнедеятельности, ее средствам, предметам, результатам; развитыми личностными качествами, позволяющими максимально полно реализовать себя в познавательной, социально ориентированной экономической деятельности.
Экономическая культура представляет собой не просто образ социально-экономического поведения личности, но своеобразную программу, которая задает основные направления социально-экономического развития определенного региона или государства в целом
Структура социально-экономической культуры личности
В структуре социально-экономической культуры личности как комплексного феномена можно выделить ряд составляющих, включая следующие:
- личностный компонент включает социально и экономически значимые личностные качества, предприимчивость, организованности, самостоятельность, конкурентоспособность, стремление к самореализации в социально-экономической реальности;
- мотивационно-ценностный компонент определяет убеждения, мотивы, интересы, социально-ценностные отношения к реалиям социально-экономической реальности;
- деятельностно-практический компонент включает совокупность умений, навыков реализации социально-экономической деятельности.
Функции социально-экономической культуры
Социально-экономическая культура представляет собой сложное, синтезное образование, характеризующееся высоким функциональным потенциалом. В качестве основных функций культуры следует назвать следующие:
- познавательная – реализация накопления знаний о хозяйственно-бытовой жизнедеятельности социума и отдельных индивидуумов;
- культурообразующая – обеспечивает сохранение, развитие, постоянное воспроизводство культуры личности;
- мировоззренческая – проявляется в осознании и преобразовании реалий социально-экономической среды;
- ценностная – преобразование совокупности знаний в убеждения, отражая качественное состояние социально-экономической культуры как системы ценностей;
- воспитательная – обеспечивает адаптацию личности к новым социально-экономическим условиям, формирование соответствующих личностных качеств.
Таким образом, социально-экономическая культура общества представляет собой неотъемлемую часть культуры отдельной личности и общества, сложное синтезное явление, организующее и регулирующие все виды социально-экономического взаимодействия.