Семья как социально-культурный институт
Семья – это образование, которое отображает связь поколений, сложившихся традиций.
Основные этапы жизни человека напрямую связаны семьей: рождение, формирование будущей личности, социализация и т.д. Семья предопределяет поведение и психологические установки человека, она характеризует организацию личного быта, связанного с супружеством, взаимоотношениями с родителями, детьми, родственниками.
Формы семьи и ее функции зависят от уровня культурного развития общества, общественных отношений в целом. Культура семьи тем выше, чем выше культура общества.
Семья является социальной ячейкой общества. Она воспроизводит человека – главное богатство общества.
Главная задача семьи – удовлетворение индивидуальных, групповых и общественных потребностей. Как социальный институт, семья реализует в обществе специфические функции, обеспечивая свои членам духовную общность, социальную и экономическую безопасность, заботу о малолетних членах, больных и престарелых.
К основным функциям семьи, как социально-культурной структуры относятся:
- репродуктивная,
- воспитательная,
- экономическая,
- хозяйственно-бытовая,
- сексуальная,
- эмоциональная,
- рекреативная,
- досуговая.
Социальная культура общества позволяет каждой семье
- реализовать первичный социальный контроль,
- проявить социальный статус,
- выступать центром духовного общения,
- формировать и развивать полезные взаимодействия.
Создание благоприятной морально-психологической обстановки в семье позволяет:
- улучшить общую досуговую ситуацию;
- добавить в содержание досуга нетрадиционные, новые элементы;
- установить более тесные благоприятные отношения внутри семьи, в обществе;
- снизить правонарушения.
Социально-культурная деятельность семьи позволяет раскрыть и реализовать огромный воспитательный, духовный потенциал, заложенный в природе семейных отношений.
Социальная культура внутрисемейных отношений
В зависимости от нравственного потенциала семьи выделяют следующие типы семей:
- Гармоничная семья характеризуется высоким уровнем нравственных отношений, здоровой моральной атмосферой. Семья представляет собой открытую систему, дающую широкие возможности для личного развития, творческого роста всех ее членов. Досуг дети и родители проводят вместе. Дети получают всю необходимую и интересную для них информацию от родителей. Традиционны вечера-посиделки с совместным просмотром фильмов и познавательных телепередач, с чтением литературных произведений вслух. В семье царит атмосфера нежности и теплоты, благоприятная среда для развития и формирования ребенка
- Семьи, в которых отношения между родителями хорошие, но при этом отсутствует позитивная направленность воспитания детей. В отношении ребенка может проявляться «особая» забота, в результате чего формируется и развивается эгоистическая натура.
- Конфликтные семьи. Между родителями постоянно возникают конфликтные ситуации, детям должное внимание не уделяется. Воспитание пущено на самотек.
- Семьи, внешне благополучные, но характеризующиеся процветающей в них бездуховностью, отсутствием нравственных ценностей.
- Неблагополучные семьи, в которых постоянно наблюдаются конфликты, грубое отношение между членами семьи, эмоциональная неуравновешенность, аморальное поведение. Родители духовно и эмоционально разъединены, но остаются вместе, чтобы вырастить детей.
В зависимости от того, какой семья является – благополучной или неблагополучной, происходит реализации ее функций, которая имеет большое значение как для членов семьи, так и для всего общества.
Уровень социальной культуры семьи в современном обществе разнообразен:
- Высокая степень освоения культуры членами семьи – наблюдается специальное культурное саморазвитие и развитие. Родители систематически и активно влияют на культурный рост ребенка.
- Члены семьи имеют постоянные, устойчивые увлечения.
- Члены семьи стремятся к культурному росту, но у них отсутствуют для этого возможности.
- В семье отсутствует потребность в приобщении к культурным ценностям. Дети в культурном развитии фактически предоставлены сами себе или родители оказывают негативное, дурное влияние на культурное развитие ребенка.