Социальная культура представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности и общества; производство, развитие, совершенствование общественных условий жизнедеятельности индивидуума.
Процесс формирования и развития социальной культуры представляет собой сложный, длительный процесс, который начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей жизни личности.
Особенности формирования социальной культуры личности
Процесс формирования социальной культуры личности характеризуется противоречивостью, определенными особенностями, в качестве которых можно назвать следующие:
- единство двух противоположных процессов становления личности: социализации как объединения индивидуума с общественно – исторической жизнедеятельностью общества и индивидуализации как процесса становления индивидуума в его эстетической неповторимости;
- ориентация социальных институтов на развитие эстетически – ценностного отношения индивидуума к социально-природной, социально-культурной окружающей среде. Процесс формирования социальной культуры осуществляется в рамках существующих социальных институтов, действующих социальных практик, каждая из которых открывает личности новые возможности вхождения в общество, соответственно, в процессе развития социальной культуры у личности формируется потребность в сохранении и развитии этих социальных институтов;
- единство биологического и социального начал в процессе формирования социальной культуры личности. Формирование социальной культуры личности как биосоциального существа обуславливает необходимость развития индивидуального потенциала личности в его социальном становлении;
- формирование и развитие социальной культуры выступает как имманентным стремлением самой личности, обусловленной ее стремлением повышения собственного социального статуса, так и актуальным требованием социума, необходимым условием его существования и эволюционного развития.
Таким образом, формирование социальной культуры представляет собой сложный процесс, требующий учета ряда особенностей его протекания.
Методы обучения, направленные на формирование социальной культуры личности
Высокая актуальность формирования социальной культуры личности приводит к необходимости целенаправленного воздействия на личность в образовательных учреждениях, с целью формирования социальной значимых личностных качеств, поведенческих паттернов, формирующих социальную культуру личности. В качестве таких форм можно назвать следующие:
- программированное обучение;
- проблемное обучение;
- модульное обучение;
- компьютерное обучение и пр.
Программированное обучение как инструмент формирования социальной культуры в образовательной сфере
В последние годы в целях повышения уровня сформированности социальной культуры все большее распространение получает программированное обучение.
Материальной основой данной формы обучения выступает обучающая программа, предусматривающая репрезентацию не только учебного материала, но и способов его усвоения. Преимуществом данной формы обучения выступает его высокая индивидуализация, активизация самостоятельной работы обучающихся, нацеленность на развитие памяти, внимания, наблюдательности. Наличие обратной связи обеспечивает прочность усвоения социально-значимых знаний, умений и навыков.
В то же время, высокая алгоритмичность данного обучения может снизить развитие творческого мышления.
Таким образом, формирование социальной культуры представляет собой одну из наиболее актуальных задач, которые стоят перед современным обществом и системой образования, что требует разработки и практического внедрения новых форм и технологий обучения в деятельность образовательных учреждений