Понятие «социальный организм»
Многими социологами-классиками была выдвинута идея о том, что общество подобно человеческому организму – оно также имеет органы, которые выполняют свои особые функции.
Одним из первых авторов, который ввел понятие «социальный организм», был Герберт Спенсер. Согласно его исследованиям, социальный организм состоит сразу из трех основных органов (или, иначе говоря, из институтов):
- Регулятивный орган (управленческий институт);
- Производственный орган (поддерживающий институт);
- Распределительный орган (включает в себя пути сообщения, транспорт, торговлю и торговые отношения между участниками).
Контроль в обществе, которое представлено в виде организма, строится на принципе запугивания. Те, кто подчиняется, должны четко исполнять свои обязанности и осознавать, что за неисполнение или неподчинение может последовать наказание. Контроль и, соответственно, страх – это также социальные институты, которые постепенно развились из самых простых, зародышевых форм, которые существовали еще во времена первобытного общества, но медленно эволюционировали и внедрились в некоторые формы социальных отношений современности.
Так, социальный контроль за поведением людей в быту осуществляется так называемыми «церемониальными институтами». Они гораздо старше, чем институт церкви или государства, и выполняют функции более эффективно, чем вышеперечисленные институты. Они закреплены в обществе, каждый человек осознает свою ответственность за их исполнение и степень наказания в случае, если устои церемониальных институтов будут нарушены.
Успешное развитие общества, по мнению Герберта Спенсера, напрямую зависит от того, будет ли утвержден принцип свободы индивидов. Изначально она была ограничена лишь возможностями обеспечения свободы для других индивидов, которые принадлежали более высоким социальным слоям и имели более высокий статус. Но теперь необходимо обеспечить равное влияние всех членов общества и социальных слоев, установить их роль в принятии важных политических решений, а также право на свободную конкуренцию.
Общество как социальный организм
Как мы указали ранее, органическая аналогия принадлежит Герберту Спенсеру. Именно этот исследователь приложил максимум усилий, чтобы продемонстрировать схожесть общества с организмом человека, откуда и пошло понятие «социальный организм». Сходства социальных и общественных организмов, согласно Герберту Спенсеру, заключаются в следующем:
- Как и биологический организм, общественный увеличивается в своих размерах. Он постоянно разрастается по мере своего развития;
- По мере роста как биологического, так и социального организма может усложняться их внутренняя структура: появляются новые функции, усиливаются некоторые действия, которые могут оказать влияние на ход развития как самого организма, так и тех элементов, которые его окружают;
- И в биологическом, и в социальном организмах происходит усложнение структуры. Этот процесс влечет за собой дифференциацию функций их различных органов. Теперь важно, чтобы каждый элемент исполнял именно те функции, которые непосредственно закреплены за ним;
- В ходе эволюции второго и третьего процессов одновременно также развивается, а в дальнейшем и усиливается взаимодействие составляющих органов, их взаимное влияние. Они не могут существовать друг без друга, поскольку отказ одного органа может повлечь за собой разрушения во всем организме (как в биологическом, так и в социальном).
Если в биологическом организме связь между составными частями носит чисто физический характер, то в социальном организме эти связи более сложные и глубокие. Отдельные единицы связаны не просто на основе физического контакта, а скорее посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия.
Это значит, что элементы выстраивают социальные отношения, которые подкрепляются интеллектуальной и технической зависимостью. Они привязываются друг к другу на основе межличностных и межгрупповых коммуникаций. Проводники взаимодействия, а также результаты взаимодействия Герберт Спенсер называет надорганическими продуктами. Очень важные среди них – речь, язык, при помощи которых устанавливается та связь и взаимозависимость элементов и частей общества, которая и обеспечивает его организацию.
Таким образом, социальная физиология стала одним из значимых направлений. Ранее исследователи не осмеливались проводить такие параллели, но реальность показала, что это мнение-вполне логично: общество составляют отдельные индивиды, каждый из которых обладает организмом. Свойства и строение может быть индивидуальным, но вот набор органов, которые обеспечивают человеку жизнь – всегда один и тот же. Так же и с обществом: оно обладает набором органов – социальных институтов. Каждый выполняет свои уникальные функции, без которых существование общественного организма было бы невозможно. Если один из органов испытывает проблемы, то это может привести к дисфункциям всего организма, его неполноценности, потере единства. Все это может привести к смерти организма – как биологического, так и социального. Поэтому очень важно обеспечивать контроль за благополучным развитием каждого органа (института), за его функциональностью, благоприятному влиянию на остальные органы (институты), которые существуют организме.
Человек является неотъемлемой частью общества. Именно совокупность людей выстраивает те особые отношения, которые затем оказывают влияние на функциональность всего организма. Здоровье человека также играет важную роль, причем не только физическое, но скорее психологическое. Человек, придерживающийся девиантного поведения, может привнести большой вред в общество, разрушить связи в нем, что приведет к «болезни», а затем и к гибели сообщества. Именно по этой причине контроль играет одну из важнейших ролей в жизни и функционировании социального организма и, соответственно, в концепции социальной физиологии.