Понятие эффективности производства
Эффективность производства - показатель, который отражает целесообразность использования ресурсов и предназначен для демонстрирования соотношения затраченных ресурсов к полученному результату. В общем понимании эффективность используется для оценки целесообразности траты ресурсов и возможности улучшения данного показателя.
Рисунок 1. Виды эффективности производства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При эффективном использовании ресурсов отмечается повышение продуктивности труда и производительности организации в целом. Это достигается за счет более рационального использования мощностей и ресурсов на конкретном предприятии. Эффективность принято разделять на некоторые виды. Это может быть экономическая и социальная эффективность.
Для экономической эффективности свойственно определение в виде формулы: результат разделить на затраты. Результатами в этом случае является одно из желаемых к получению благ или конечного продукта производства. Например:
- Материальный объект, который является результатом какого-то производства и может быть использован для дальнейшей реализации на рынке.
- Определенное нематериальное благо, которое также представляет собой определенную стоимость и важность для потребителя. Примером может быть какая-то услуга.
- Образование. Результат образовательного процесса, которые не включает в себя материальную составляющую и проявляется лишь определенными навыками, которые получили учащиеся.
Потребность в достижении определенного экономического или социального эффекта связано с потребностью произведения определенных затрат. Это могут быть расходы на создание оборотных фондов или капиталовложений, которые способны дать отдачу лишь спустя некоторое время.
Понятие социальной связи
Однако в производствах и любой даже коммерческой деятельности предприятия во внимание берут не только экономическую составляющую, но и социальную.
Социальная связь – это определенные действия людей, которые производят с учетом определенных действий других людей.
В связи с активным развитием современного общества все меньше и меньше роль отдается социальным связям в любых деловых отношениях. За исключением семейного бизнеса, практически ни одна из организаций не будет строить отношения между своими работниками или партнерами на основании тех отношений, что когда-то являлись ключевыми в человеческой деятельности.
Проблемой есть отсутствие духовной сплоченности и морального единства в отношениях людей. С появлением такого понятия как материальная выгода и возникновением профессиональных объединений все меньше и меньше внимания начали уделять для таких важных аспектов как налаживание моральной связи и сплоченности коллектива.
В наше время в любой крупной организации ключевым уставом и регулятором взаимоотношений является деловое общение и общепринятые нормы его ведения. Проблема в том, что в наше время без этого никак не обойтись. На смену принципам взаимовыручки и взаимопомощи встали желания получения персональной выгоды. Именно в таких условиях большую роль отыгрывает социальная этика и ее институты поведения в нестандартных ситуациях. Они способны описать все нужные варианты и возможности развития событий и дать представление о правильном поведении в той или иной ситуации.
Социальная эффективность
Вместе с этим возникает такой термин как социальная эффективность организации или предприятия.
Под социальной эффективностью понимается возможность предприятия или организации отвечать необходимым нуждам и запросам конкретных партнеров или сотрудников компании. Возможность компании удовлетворять потенциал своих подчиненных и давать им возможности развития профессиональных навыков.
Степень социальной эффективности определяется как количество удовлетворенных потребностей и интересов работников организации. Результативным показателем социальной эффективности предприятия является именно удовлетворенность участников организации ее деятельностью и получаемой от нее отдачей.
Рисунок 2. Социальная эффективность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Виды социальной эффективности
Есть определенные виды социальной эффективности, согласно которым принято вычислять конечный показатель данного параметра. Например:
- Уровень жизни членов трудового коллектива. Именно этот показатель является определяющим, так как оказывает наибольшее влияние на конечное значение. От того, какой уровень жизни имеют рабочие, зависит от отдачи компании, в которой они работают.
- Уровень образованности трудового коллектива. Чем выше уровень знаний и профессиональных навыков у члена организации – тем выше социальная эффективность конкретной организации.
- Возможность профессионального и карьерного роста. Во многом именно этот параметр оказывает сильное влияние на показатель социальной эффективности. Его улучшение увеличивает доверие со стороны партнеров организации и сотрудников в целом.
- Средний доход на одного человека. Чем выше этот показатель – тем, соответственно, выше уровень жизни у работников организации и их персональная заинтересованность в работе компании. Это также увеличивает стимул и мотивацию работы.
Повышение параметров социальной эффективности напрямую связанно с увеличением параметров экономической составляющей организации. Очень важно обращать на это внимание, а не игнорировать, как это делает большинство крупных корпораций. При улучшении положения и финансового состояния компании важно дать для сотрудников необходимую отдачу, чтобы они чувствовали отношение к одному целому и понимали эффект, который получают от этого.
Действия, направленные на улучшение социальной эффективности, способны улучшить мотивацию членов организации и повысить их желание работать. В свою очередь, это повысит продуктивность труда и снизит количество необходимых ресурсов для изготовления конкретного экономического блага. Понимание того, что улучшение организации в целом способно улучшить финансовое положение конкретного работника дает дополнительный стимул и мотивирует эффективно работать, принося, таким образом, вклад в развитие компании.