Понятие эффективности означает степень приближения к наиболее желаемому результату при минимальных затратах и издержках.
Социальная эффективность часто рассматривается как основная характеристика функционирования системы, что позволяет выявить цели намеченных результатов. Повысить эффективность – значит добиться высоких хозяйственных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Однако при этом следует помнить, что качественное состояние социальной эффективности все время наполняется новым содержанием под воздействием научно-технического прогресса.
Эффекты образования
Образование создает несколько эффектов:
- экономический – снижение себестоимости продукции и материалоемкости, снижение трудоемкости и рост производительности труда, рост рентабельности и прибыли;
- ресурсный – освобождение материальных и трудовых ресурсов на предприятии;
- технический – появление новых технологий, изобретений, открытий, новой техники и изобретений «ноу-хау»;
- социальный – повышение культурного и социального уровня граждан, более качественное удовлетворение населения в товарах и услугах, улучшение техники безопасности труда.
Эффективность образовательных учреждений
Эффективность образовательных учреждений можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя эффективность рассматривается как педагогическая либо же эффективность работы самой системы. Внешняя эффективность рассматривается как экономическая, под этим подразумевается отдача, которая получается от использования образовательного фонда.
Комплексная оценка эффективности образовательных учреждений включает в себя качество и количество труда, величину затрат, результат воспитательной работы, привитие моральных ценностей и социальный эффект от обучения.
Определяя эффективность образовательных организаций как социально-экономическую характеристику, есть возможность использовать ее для оценки стоимостных показателей. Единая оценка социальных факторов необходима для возможности выбора оптимального решения с учетом его социальных и экономических последствий.
Поэтому социальная эффективность образовательных учреждений – это обобщенная характеристика система образования, что определяет ее движение в целевом пространстве, а эффективность отдельной образовательной организации определяется его вкладом в достижении цели.
Как осуществляется оценка социальной эффективности обучения?
Комплексная оценка социально-экономической эффективности образовательных организаций осуществляется на основе интегрального показателя, который основывается на следующих критериях:
- Качество подготовки учащихся – это соответствие уровня знаний, что получают студенты во время обучения, содержанию и уровню требований, которые предъявляются к ним в процессе дальнейшей трудовой деятельности. Качество подготовки будущих специалистов должно определяться не только успеваемостью, но и внешним критерием – требования рыночной экономики к уровню подготовки специалистов. Сюда же можно отнести и достижение целей образования – образованность. Ее уровень характеризует индивида и общество, и проявляется в содержании сознания и характере поведения.
- Вклад в образовательные организации. Данный критерий включает в себя не только характер и объем финансирования учебного заведения, но и число учащихся, материальные ресурсы и преподавательский состав.
- Оценивание отдачи инвестиций в образовательные учреждения. Сюда можно отнести уровень и характер результатов, которые показаны учебным заведением.
- Оценивание изменений и преобразований в процессе повышения уровня всех членов коллектива учебного учреждения. К данным изменениям относится социальное, нравственное, интеллектуальное, профессиональное и духовное развитие, а также степень участия членов коллектива в процессе управления образовательным учреждением.
- Достижение оптимального использования ресурсов в учебном заведении, а также в других уровнях системы образования.
- Целесообразность вложения средств в учебные заведения.
- Величина индивидуального вклада сотрудников образовательного учреждения в повышение производства и качество образовательных услуг, а также в создание национального дохода государства.
- Социализация выпускников учебных заведений. Данный критерий также включает в себя дополнительный заработок образованных работников, мониторинг из занятости на рынке труда, а также анализ успешности профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
- Прирост материальных благ, которые обеспечиваются повышением образовательного уровня и квалификации специалистов народного хозяйства.
- Повышение эффективности применения ресурсов народного хозяйства, которая достигается за счет внедрения научно-технических разработок, что были разработаны специалистами данного учебного учреждения.
Рисунок 1. Алгоритм измерения социально-экономической оценки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Система оценки, которая опирается на критерии интегрального оценивания социальной эффективности обучения, способна улучшить деятельность образовательных учреждений, улучшив результаты обучения и расширив их доступность. В то же время укрепляются принципы самоуправления, и повышается уровень соответствия данного учебного заведения законодательным нормам и требованиям.
Цели проведения оценки социальной эффективности обучения
Оценка социальной эффективности обучения производится для удовлетворения следующих целей:
- Стремление узнать, в каком состоянии находятся сотрудники учебного заведения после обучения: появилось ли желание проявлять инициативу и взять дополнительную работу.
- Оценивание уровня приобретенных сотрудником знаний с целью поручения нового ответственного задания.
- Желание руководителя понять, являются ли сотрудники профессионалами или же нуждаются в повышении квалификации.
Рисунок 2. Оценка социальной эффективности обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ