Социальная адаптация и социализация личности
Необходимым условием для осуществления социализации личности является социальная адаптация.
Социальная адаптация позволяет проявить себя и свое отношение к людям, активно принимать участие в социальных процессах, социально самосовершенствоваться. У человека присутствует естественная, природная предрасположенность к социальной адаптации в различных сферах жизнедеятельности. У каждого такие способности индивидуальны и проявляются в разной степени.
Показателем успешной адаптации индивида является его удовлетворенность социальной средой, возможности проявления своих способностей, активность самовыражения.
Социальную адаптацию в контексте взаимосвязи с процессом социализации можно рассматривать в следующих аспектах:
- Адаптация как процесс. Показывает естественное формирование адаптационных возможностей индивида в многообразных условиях всей жизнедеятельности или в конкретных условиях (в классе, группе, на отдыхе, производстве и т.д.). Такая адаптация обеспечивает самореализацию человека.
- Адаптация как проявление. Отображает отношение, типичное поведение, результативность деятельности индивида, как отражение приспособления к условиям окружающей среды. О степени адаптированности человека к определенным условиям можно судить по его поведенческим характеристикам.
- Адаптация как результат. Характеризует степень приспособленности индивида к определенным условиям, среде жизнедеятельности. Показывает насколько поведение человека, результативность его деятельности соответствуют возрасту, а также социальным правилам и нормам, принятым в обществе. Это оценка соответствия социального развития возрасту индивида.
Индивидуальное развитие как проявление опыта социальной адаптации
Индивидуальное своеобразие человека определяет его предрасположенность к адаптации в конкретных ситуациях, опыт приспособления, настрой (устремленность и желания), состояние и самоактивность. Индивидуальное своеобразие – это те личные качества человека, которые позволяют ему адаптироваться в тех или иных условиях.
В течении жизни человек меняется, какие-то качества совершенствуются, а какие-то утрачиваются, что сказывается на приспособляемости.
Опыт адаптации играет огромное значение в жизни человека:
- Благоприятствует развитию качеств человека, которые помогают приспосабливаться к новым условиям, быстро в них вживаться. Одновременно с опытом адаптации формируется жизненно важная функция в самореализации и социальной адаптации - способность к приспособлению.
- Опыт адаптации позволяет сводить к минимуму время адаптации к новым (или подобным) условиям среды. Адаптация происходит тем быстрее, чем больше опыт приспособления к конкретным условиям. В тех условиях, в которых человек уже бывал, ему легче адаптироваться.
Значение социальной адаптации
Социальная адаптация имеет огромное значение как для ребенка, так и для взрослого человека.
Адаптация в дошкольном учреждении позволяет чувствовать ребенку себя комфортно, уверенно и естественно, в более полной мере дает возможность себя проявить. Воспитательная деятельность в отношении адаптированных детей более плодотворна, чем с неадаптированными детьми.
Процесс социальной адаптации, ее результат во многом определяется программой учреждения, самой деятельностью воспитателей.
В учебных заведениях более высокого уровня (школы, гимназии, лицеи, колледжи, высшие учебные заведения) социальная адаптация позволяет быстро и безболезненно приспособиться к условиям обучения, успешно усвоить образовательные программы.
Важную роль играет адаптация для выпускника учебного заведения; для лиц, меняющих место работы; пенсионера и т.д. Каждая из таких адаптаций характеризуется собственным содержанием и значением для человека.
Адаптация выпускника учебного заведения – это процесс успешного приспособления к новым условиям профессиональной деятельности или дальнейшей учебы. От того, насколько успешно прошла адаптация, зависит признание в профессиональной деятельности, реализация себя в профессии.
Функциональная адаптация описывает процесс приспособления индивида к выполнению профессиональных обязанностей и действий. Она характерна для любого человека, начинающего какую-либо деятельность. Продолжительность функциональной адаптации зависит от длительности перерыва в деятельности. Чем больше был перерыв, тем больше нужно времени для функциональной адаптации.
Функциональная адаптация зависит от:
- настроя на деятельность;
- опыта работы в соответствующей сфере;
- состояния и самоактивности индивида.
Облегченные условия жизнедеятельности детей, подростков сдерживают формирование адаптационных возможностей. В новых условиях такие дети испытывают определенные трудности в адаптации, и, как следствие, в социальном развитии и самореализации.
Адаптивность – качество, формирующееся у человека в результате приобретенного опыта адаптации к различным условиям. Например, адаптивность в образовательной среде показывает способности к гибкой переориентации относительно содержания, методов и форм обучения в данном учебном заведении.
Адаптационный синдром характеризует процесс привыкания организма к новым микросоциальным условиям, функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой, нервной и др. систем.
Неадаптивность указывает на несоответствие между целями, которые ставит человек и результатами деятельности. Она характеризует его неспособность адаптироваться к определенным условиям или деятельности.
Способности к адаптации во многом определяются окружающей средой. Для определенных групп людей существуют наиболее пригодные для адаптации «адаптированные среды». Адаптированность среды показывает ее приспособленность для вхождения в нее индивида или группы. Человеческие адаптационные возможности непостоянны. Они могут повышаться или снижаться в зависимости от личностных качеств человека, окружающих его условий.
Дезадаптация указывает на снижение или отсутствие адаптационных возможностей человека.