Понятие социально-правовой адаптации
Если под социальной адаптацией понимается весь комплекс действий, который направлены на вхождение человека в новую среду и его приспособление к ней, то при социально-правовой адаптации учитывается еще и нормативно-правовой аспект процесса.
Зачастую процесс социально-правовой адаптации рассматривают на примере подрастающего поколения. Это связано с тем, что молодые люди и дети, не достигшие совершеннолетия, по причине правовой неграмотности совершают уголовно-наказуемые преступления.
Ежедневно подростки вступают в различные взаимоотношения со своими сверстниками, а также с лицами старшего возраста, а после окончания школы их контакты становятся еще шире, так как меняется сфера обучения и деятельности, а также интересы. Таким образом, человек не подозревает, что вступает в определенные правовые отношения. В их основе лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения.
Для того чтобы эти правила поведения верно интерпретировались и соблюдались, необходима специальная социально-правовая подготовка. Именно она направлена на следующие действия:
- Принятие правильных нравственных и правовых решений;
- Выполнение гражданских обязанностей;
- Избежание конфликтов с окружающими людьми;
- Избежание асоциальных поступков, которые ведут к формированию асоциального (девиантного) отклоняющегося поведения.
Составляющие социально-правовой адаптации
Как и любой структурированный и сложный процесс, социально-правовая адаптация также обладает перечнем составляющих ее элементов. Мы перечислим следующие наиболее часто встречающиеся составляющие социально-правовой адаптации, которая встречается в нескольких областях человеческой жизни на разных ее этапах (детство, подростковый возраст, совершеннолетие и взрослость).
Повышение общей правовой грамотности происходит на нескольких уровнях жизни человека: в семье начинают объясняться элементарные правила (что такое «хорошо», что такое «плохо»), также человеку прививаются понятия о добре и зле. В более взрослом возрасте эти правила приобретают формализованный и предписанный характер.
Знакомство с законодательством, правами и государственными программами – этот процесс происходит во время обучения в школе, когда с учащимися проводятся воспитательные беседы, объясняются устойчивые правила поведения (например, правила дорожного движения).
Знакомство с государственными организациями и учреждениями – этот процесс проходит во время обучения в школе, а также во время обучения в вузе, особенно для учащихся юридического факультета, где изучение законодательства является не просто частью жизни и социализации, но и частью их собственной будущей профессии.
Подготовка человека к правильному общению в различных организациях. В каждой организации и учреждения есть свои правила поведения и общения. Попадая в новый коллектив, человеку необходимо, в первую очередь, ознакомиться с уставом учреждения, в котором описаны все правовые элементы работы. Именно в процессе успешного усвоения как формальных, так и неформальных правил поведения социально-правовую адаптацию можно считать успешной и состоявшейся.
Формирование правильного представления о своих правах и обязанностях. Это важно не только в детском возрасте, когда все нормы только начинают усваиваться и укореняться в детском сознании. Это также очень важно и для работника предприятия. Устраиваясь на работу, важно четко очертить, что будет входить в обязанности человека, и за какую работу он будет получать отдельную заработную плату. Если во время рабочего процесса человеку предъявляются дополнительные обязанности, которые не прописаны в его трудовом договоре, и необговоренные во время найма, то он имеет право подать в суд на своего работодателя за применения трудовой силы нелегальным путем.
Правовая и социально-психологическая адаптация к статусу – это связано непосредственно со своими правами и обязанностями. Постепенно усваивая их, человек привыкает к своей новой роли, адаптируется, а также может в дальнейшем делиться собственным опытом и знаниями о том, как облегчить процесс вхождения в новую социально-психологическую и правовую среду, а также в новую трудовую организацию.
Четкое осознание не только своих формальных прав, но и реальных возможностей. Каждый из нас обладает своими особенностями, физиологическими, психологическими или интеллектуальными. Поэтому и приобщение к новым правовым элементам для нас происходит по строго индивидуальному плану. Например, людям с ограниченными возможностями, детям-инвалидам сложнее адаптироваться к новым правовым условиям, чем людям, у которых нет проблем с психическим или физиологическим здоровьем.
Причины правовой дезадаптации человека
Причин, по которой адаптация в правовой сфере у человека считается неудавшейся, может быть несколько. Мы выделим основные, наиболее часто встречающиеся:
- Не налажена система правового обучения и воспитания;
- Отсутствие рубрик в средствах массовой информации, а также печатных или электронных статей на правовую тему;
- Слабая связь или же полное отсутствие систематической работы с правоохранительными органами;
- Слабая связь или ее отсутствие с органами государственной власти и государственными учреждениями;
- Слаба система работы в сфере профессиональной ориентации человека;
- Отсутствие элективных курсов по гражданско-правовой тематике в рамках базисного учебного плана на всех образовательных этапах;
- Невозможность компьютерной оснащенности, а также отсутствие современных компьютерных технологий, возможности выхода во всемирную сеть Интернет для ознакомления с правовыми нормами, а также с обязанностями в той или иной сфере человеческой жизни.
Для того чтобы преодолеть или предотвратить правовую дезадаптацию, очень важно понимать важность изучения закона, уметь защищать свои права, а также нести ответственность за свои поступки не только перед государством, но и перед окружающими людьми.